Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ОККУЛЬТИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОККУЛЬТИЗМ

ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus - тайный, сокровенный) - мистич. учение, в основе к-рого лежит представление о существовании сверхъестеств. ("оккультных") сил, с к-рыми якобы можно вступать в общение при помощи магии. Рассматривая человека как иерархич. сочетание различных "планов бытия", О. считает, что с помощью спец. методов психич. тренировки и магич. воздействия на сверхъестеств. силы можно осуществить восхождение в т.н. "высшие планы бытия" и достичь "тайного знания", выходящего за пределы обычного человеч. опыта. Первым и осн. оккультным трактатом считается "Изумрудная скрижаль" Гермеса Трисмегиста (ок. 2 в. н.э.), по имени к-рого оккультные науки получили в дальнейшем название "герметических"; в александрийских школах 3 в. н.э. они были классифицированы на алхимию, астрологию и каббалу. В качестве осн. метода "оккультных наук" в "Изумрудной скрижали" устанавливается метод аналогии. В ср.-век. Европе широкое обращение к О. начинается с Луллия и Альберта фон Больштедта. Луллий на основе древнеевр. каббалы дал комбинационную тео-онтологич. систему, объясняющую "все тайны вселенной". Его работы были продолжены Агриппой Неттесхеймским и Афанасием Кирхером (1602-80). Оккультные соч. Р. Бэкона, Н. Фламеля (конец 14 в.), Парацельса, Яна Баптиста Гельмонта полны головоломных символов и загадочных шифров. Период увлечения О. пережили Дж. Бруно, Коперник и Ф. Бэкон.

Развитие естествознания и материалистич. философии в 16-18 вв. подорвало веру в О.: химия, математика, астрономия вытеснили "герметич. науки". Во 2-й пол. 19 в. он возрождается среди мистически настроенной бурж. интеллигенции и развивается по двум линиям: с одной стороны - спиритизм и черная магия, с другой - слияние зап. и вост. систем О. Под влиянием буддизма и даосизма, а также философии йогов складывается теософия.

Е. Головин. Москва.

Наиболее влиятельным представителем О. в сер. 19 в. был франц. аббат А. Констан (1810-75), к-рый опубликовал под псевдонимом Э. Леви ряд книг по каббалистике, магии и т.п. Сторонники совр. О. считают, что науки разделяются на экзотерические, изучающие внешнюю форму явлений природы, и эзотерические, исследующие их внутр. сущность, доступную только посвященным. К. Дю Прель (1839-99), пытаясь соединить О. с дарвинизмом, объявил О. "новым естествознанием" (С. du Prel, Die Magie als Naturwissenschaft, В., 1899). Эти воззрения развивали глава виталистов Г. Дриш (Н. Driesch, Der Okkultismus als neue Wissenschaft, 1923), психологи Т. Эстеррейх (Т. К. Oesterreich, Der Okkultismus im modernen Weltbild, 1921), Р. Тишнер (R. Tischner, Der Okkultismus als Natur und Geisterwissenschaft, Stuttg., 1926; Ergebnisse okkulter Forschung, Stuttg., 1950) и др.

Распространение О. - свидетельство упадка и разложения бурж. культуры. В США, Зап. Германии, Франции, Англии имеется ок. 30 видов "оккультных наук"; особенно распространена "оккультная медицина" (см. разоблачение ее в сб. "Medizinischer Okkultismus. Paramedizin", Jena, 1962). В бурж. странах есть спец. издательства оккультной литературы, издаются журналы ("Okkulte Welt" и др. - в ФРГ, "Prediction" - в Англии, "Neue Wissenschaft" - в Швейцарии). В США имеются учебные заведения: Американский колледж астральных наук, Колледж магов, Школа астрологии и оккультных наук. В 1959 в Англии возникло "Общество в защиту магии". В 1962 в ФРГ в Вюрцбурге состоялась междунар. конференция оккультистов. О. использует веру в чудеса, слепое доверие к вымыслам мистиков древности, убеждение в том, что гл. источник познания - откровение и мистич. интуиция. Материалистич. философия и естествознание разоблачают О. как вредное суеверие.

М. Шахнович. Ленинград.

Лит.: Тухолка С., О. и магия, СПБ, 1907; Антошевский И. К., Библиография О., СПБ, 1910; Agriрра Н. С., De occulta philosophie, [Cologne ], 1533; Lévi É., Dogme et rituel de la haute magie, 2 éd., v. 1-2, P., 1861; Papus [Encausse G. A. V. ], Traité elementaire de science occulte, 10 éd., P., [1926 ]; Amadou R., De l'occultisme, P., 1950; Hutin S., L'Alchimie, P., 1951; Moser F., Der Okkultismus, Bd 1-2, Münch., 1935; Hartlaub G., Das Unerklärliche. Studien zum magischen Weltbild, 1952; Sérouya H., La Kabbale, [2 éd. ], P., [1957 ].

Критич. лит.: Цейтлин З. Α., Философия и логика спиритуалистич. мышления (Магия и религия), "Воинствующий атеизм", 1931, No 5, 6, 10; Зыбковец В. Ф., О белой и черной магии, М., 1963; Шахнович М. И., Совр. мистика в свете науки, М., 1965; Lehmann Α., Aberglaube und Zauberei. Von den ältesten Zeiten bis zur Gegenwart, 3 Aufl., Stuttg., 1925; Zwerenz G., Magie, Sternenglaube, Spiritismus, Lpz., 1956; Wünschelrute, Erdstrahler und Wissenschaft. Hrsg. von Otto Prokop, Lpz.-Jena, 1957.

В начало энциклопедии