Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
СПИРИТИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СПИРИТИЗМ

СПИРИТИЗМ (франц. spiritisme, от лат. spiritus - душа, дух) - мистич. течение, сторонники к-рого верят в послесмертное существование душ умерших и возможность общения с ними. Возник в сер. 19 в. после того, как в 1848 в доме амер. фермера Фокса стали слышаться "таинственные" шумы и стуки, распознанные его дочерью как некий упорядоченный "код", исходящий от "духа" когда-то убитого в этом доме разносчика. Дочь Фокса была признана "медиумом" - лицом, способным вступать в контакт с душами умерших, а сама практика спиритич. сеансов вскоре получила широкое распространение как в США, так и в Зап. Европе. Феноменами спиритич. коммуникации считались явления т.н. "физич. медиумизма" - движения и удары различных предметов домашнего обихода (особенно столоверчение), звуки муз. инструментов, появление света, различные голоса, или даже т.н. материализация, т.е. внезапное возникновение отд. частей тела (рук, лица) и столь же внезапное их исчезновение. С. восходит к широко распространенным в древности (Индия, Египет и др.) анимистическим (см. Анимизм) верованиям, а также многообразным представлениям о существовании сверхъестеств. мира и нематериальных существ (духов, демонов, ангелов и т.п.) и возможности при известных условиях общения с ними (в т.ч. и с душами умерших людей - ср. доктрину о переселении душ в брахманизме, буддизме и индуизме, а также у древних египтян, у орфиков и пифагорейцев в Др. Греции и т.д.). В Библии упоминается об Аэндорской волшебнице, вызывавшей духов умерших (1 кн. Царств, 7-19). Связь с миром духов считалась привилегией немногих специально "посвященных" людей - магов, жрецов или прорицателей (напр., греч. пифии или рим. сивиллы), а способы этой связи составляли предмет глубочайшей тайны. В отличие от этого, С. сразу же принял характер массового мистич. течения, импонирующего - в эпоху расцвета естественнонауч. мышления - своим стремлением к "экспериментальному" доказательству существования душ после смерти. К концу 19 в. в Англии было неск. миллионов спиритов, в США - св. 10 млн., организовались об-ва и ассоциации спиритов, издавались многочисл. газеты и журналы (в России наиболее известным был журн. "Ребус", 1881-1917).

"Теоретиками" С. были американец А. Дж. Дейвис (1826-1910) и француз А. Кардек (1804-69) ("Книга духов", пер. с франц., М., 1861), основавший направление т.н. "кардицизма", гл. догматом к-рого была доктрина перевоплощения. С. вызвал резкую критику со стороны ученых-материалистов и настороженное отношение со стороны христ. церкви, т.к. С. противоречил ряду ее догматов. Изучением спиритич. феноменов занимались англ. физики У. Крукс и А. Уоллес, франц. физиолог, исследователь гипнотизма Ш. Рише, в России А. М. Бутлеров ("Статьи по медиумизму", СПБ, 1889) и особенно А. Н. Аксаков ("Анимизм и С.", СПБ, 1902). В 1871 по предложению Д. И. Менделеева при Петерб. ун-те была создана комиссия для изучения спиритич. явлений, к-рая признала С. суеверием (см. Д. И. Менделеев, Материалы для суждения о С., СПБ, 1876; а также А. Н. Аксаков, Памятник науч. предубеждения, СПБ, 1883). Энгельс назвал С. "...самым диким из всех суеверий..." (см. "Диалектика природы", 1969, с. 42).

В наст. время С. продолжает пользоваться нек-рой популярностью на западе (Междунар. центр. ассамблея С., осн. в 1936, насчитывает 164 тыс. членов, 269 церквей и 263 школы; Амер. нац. ассоциация спиритич. церквей - 100 тыс. членов; англ. Нац. спиритич. союз имеет 500 отделений, и др.).

Различные объяснения феноменов, наблюдавшихся на спиритич. сеансах, можно свести к четырем т. зр., сформулированным еще Ш. Рише: 1) все, относящееся к С., есть результат фокусничества и обмана; 2) существуют духи, флюидич. существа, вмешивающиеся в человеческие поступки и способные действовать на вещество; 3) в природе существует особая, не известная еще нам сила, действующая независимо от законов тяготения и приводящая тела в движение; 4) спиритич. явления - результат бессознательных, но целесообразных движений медиума (идеомоторных актов), совершающихся помимо его воли и желания. Сам Рише придерживался последней гипотезы, к-рую разделяет и ряд совр. психологов. Ряд спиритич. феноменов изучается в наст. время парапсихологией.

Лит.: Шахнович М. И., Совр. мистика в свете науки, М., 1965; Myers F. W. H., Human personality and its survival of bodily death, v. 1-2, L., 1920; Richet Ch., Traité de métapsychique, P., 1922; Driesсh H., Parapsychologie, 3 Aufl., Z., 1952.

P. Хаиров. Москва.

В начало энциклопедии