Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ТЕОСОФИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТЕОСОФИЯ

ТЕОСОФИЯ (от греч. ϑεός - бог и σοφία - мудрость, знание) - 1) В широком смысле слова - мистич. богопознание. В "Ареопагитиках" Т. употребляется как синоним теологии. Позднее Т., в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистич. опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Нек-рые исследователи относили к Т. гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т.п. Более распространенным является, однако, отнесение этого термина к ряду мистич. учений 17-18 вв., стоящих вне прямой церк. христ. традиции, - Бёме, Парацельса, Сен-Мартена, Сведенборга, Этингера и др. Шеллинг употреблял термин "Т." для обозначения синтеза мистич. богопознания и рацион. философии; после него в этом же смысле говорили о "Т." применительно к собств. системам Баадер и Росмини. Для Вл. Соловьева "свободная Т." означает высший синтез всякого познания вообще. Ред.

2) Религ.-мистич. учение Е. П. Блаватской (1831-91; соч. "Тайная доктрина" -"The secret doctrine", v. 1-2, L., 1888) и ее последователей. Сложилось под влиянием инд. философии (учение о карме, перевоплощении человеческой души и космич. эволюции как манифестации духовного абсолюта), оккультизма и вост. эзотерич. доктрин. Отбрасывая "историч. формы религии", Т. стремится объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религ. символов и создать на этой основе "универсальную религию", не связанную к.-л. определенной догматикой. Унификация разнородных религ.-мифологич. представлений в Т. сопровождается детальной схематизацией космогонич. и антропогонич. процессов (многоступенчатая семичленная иерархия "планов", или уровней, универсума и "периодов", "кругов" и т.д. его эволюции, напр. учение о семи расах, последовательно сменяющих друг друга в течение одного "мирового периода", и т.п.). Согласно Т., каждый человек состоит из трех тел: физического, астрального и ментального; "развитый" оккультист может управлять своим телом, т.е. посылать его в любые точки времени и пространства. Конечная цель теософа - выявить в себе ментальное (т.е. духовное) тело и достигнуть "сверхсознания". Достижение этого оккультного "знания" и сверхъестеств. способностей осуществляется благодаря наличию эзотерич. традиции немногочисленных "посвященных" или "мастеров", инспирирующих духовную эволюцию человека.

Е. Головин. Москва.

Теософское об-во было основано в 1875 в Нью-Йорке Е. П. Блаватской и амер. полковником Г. Олкоттом с целью "образовать ядро всемирного братства", "содействовать сравнит. изучению религии и философии", "исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека". Деятельность об-ва вскоре распространилась на мн. страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесен в Индию (в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом об-ва стала А. Безант, бывшая социалистка и активная деятельница англ. движения свободомыслящих. В 1912 Безант объявила Кришнамурти новым "спасителем" человечества (позднее Кришнамурти отошел от Т.), после чего произошел раскол и из Т. выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером. В наст. время об-во насчитывает 150 тыс. членов (в т.ч. 33 тыс. в Индии). Как форма вневероисповедной мистики Т. свидетельствует о кризисе традиц. религ. систем, к-рые она пытается заместить собою.

Лит.: Ледбитер Ч., Краткий очерк Т., пер. с англ., Калуга, 1911; "Вестник Т.", 1908-18; Шахнович М. И., Совр. мистика в свете науки, М.-Л., 1965; Guenon R., Le théosophisme. Histoire d'une pseudoreligion. P., 1921; Вiсhlmair G., Christentum, Theosophie und Anthroposophie, W., 1950.

M. Шахнович. Ленинград.

В начало энциклопедии