Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
НАТОРП

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НАТОРП

НАТОРП (Natorp), Пауль (24 янв. 1854 - 17 авг. 1924) - нем. философ-неокантианец, последователь Г. Когена. С 1885 - проф. философии Марбургского ун-та. Марбургское неокантианство было попыткой интерпретировать с кантовских позиций идею развития, глубоко проникшую в науку 19-20 вв. Если неогегельянство и философия жизни представили развитие как иррациональную диалектику, то марбуржцы противопоставили диалектике эволюционистскую теорию развития, в к-рой общефилос. методом выступило "исчисление бесконечно-малых". В свете этого принципа получали видимость рационалистич., положительно-научной конструкции кантовские телеологизм (в т.н. описат. естествознании) и идея долженствования (в т.н. "науках о духе"). Эта концепция получила название "критического идеализма". Н. проводил защиту и обоснование "критич. идеализма" марбургской школы по двум линиям. Во-первых, он интерпретировал филос. системы прошлого как "предысторию" критицизма. В книге "Учение об идеях Платона. Введение в идеализм" ("Plato's Ideenlehre. Eine Einführung in den Idealismus", 1903) H. представил платоновскую философию в неисторич. виде, в духе канонич. понятий марбургской школы. Во-вторых, Н. перетолковывал в духе указ. концепции совр. естествознание. Этой задаче посвящена его центральная работа "Логич. основоположения точных наук" ("Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften", 1910).

В таком же методологич. плане H. строил логич. систему т.н. социальной педагогики - область его специальных интересов. Обществоведческие взгляды Н. представляют вариант т.н. филос. антропологии: "...человек действительно микрокосм, мир в миниатюре, как бы сконцентрированный в одном пункте" ("Культура народа и культура личности", СПБ, 1912, с. 118-19). Поэтому весь строй наук - от естествознания до "наук о духе" (социальных наук и истории) - имеет предметом человека в разных аспектах. Конкретность человека - в его активности, деятельности, к-рая рассматривается Н. как "работа" (труд). Однако ее определение он ищет не в ее объективной структуре, но в целеполагающем характере человеч. деятельности, что он и истолковывает в понятии долженствования. Т.о., человеч. активность оборачивается активностью мышления. Если наука есть теоретич. мышление, т.е. воспроизведение в эмпирич. материале логики чистого мышления, то человеч. деятельность есть практич. мышление, иными словами бесконечный процесс воплощения в практике человеч. общежития некой "регулятивной" идеи, практически недостижимой (см. "Социальная педагогика", СПБ, 1911, с. 51; см. также с. 45). Прогресс в освоении людьми этой задачи, проходящий 3 этапа - влечение, волю и разум, есть путь к "свободе". Три указанные характеристики имманентны человеч. природе. В соответствии с этой индивидуалистич. исходной позицией Н. строит теорию общества, где осн. социальные связи оказываются проекцией конститутивных качеств человека на взаимоотношения в организованном обществ. единстве: влечению соответствует хоз. деятельность, воле - социальные учреждения, разуму же - система образования. Соответственно, система "социальной педагогики" оказывается социальной программой Н., к-рая приводит его к законченной политич. программе бурж., этич. социализма. Умеренная критика капиталистич. общества разрешается проповедью воспитания "разумности" всех членов общества. Результатом этого воспитания должно явиться "единение" всех разумных сограждан в процессе достижения идеальной цели, к-рая в качестве идеи практич. разума оказывается в конечном счете даже не знанием, а верой.

Рассматривая философию марбургской школы как "метод", Н. последовательно применил ее для "конструирования" точных наук, "наук о духе" и системы обществ. отношений. Но здесь-то и обнаружилось, что дело фактически идет о законченной филос. системе, сочетающей абс. идеализм Платона с критицизмом Канта.

Соч.: Descartes' Erkenntnisstheorie. Eine Studie zur Vorgeschichte des Kriticismus, Marburg, 1882; Galilei als Philosoph, "Philos. Monatsh.", 1882, Bd 18; Quantität und Qualität in Begriff, Urteil und gegenständlicher Erkenntniss, там же, 1890, Bd 27, H. 1, 2; Zu den logischen Grundlagen der neueren Mathematik, "Arch. System Philos.", 1901, 2 Abt., Bd 7; Zur Frage der logischen Methode, "Kantstudien", 1901, Bd 6; Philosophische Propädeutik, Marburg, 1903; Logik, Marburg, 1904; Philosophie und Pädagogik, Marburg, 1923; в рус. пер. - Кант и Марбургская школа, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 5 (Теория познания II), СПБ, 1913.

Лит.: Бакрадзе К. С, Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960; Bellersen H., Sozialpädagogik P. N., (s. 1.), 1928; Grafe I., Das Problem des menschlichen Seins in der Philosophie P. N., Würzburg, 1933.

M. Туровский. Москва.

В начало энциклопедии