Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ТРУБЕЦКОЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТРУБЕЦКОЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (23 июля 1862 - 29 сент. 1905) - рус. религ. философ, последователь и друг В. Соловьева, публицист, обществ. деятель; князь, брат Е. Трубецкого. Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (1885). Д-р философии (1900), один из редакторов (1900-05) журн. "Вопросы философии и психологии". В 1905 был избран ректором Моск. ун-та. По политич. убеждениям - сторонник конституц. монархии. Ленин неоднократно критиковал его буржуазно-либеральную деятельность.

Преодолев влияние эмпиризма Конта и Спенсера, Т. в дальнейшем становится сторонником направления "философии всеединства" Соловьева и развивается в русле религ.-филос. традиции Платона, неоплатонизма, нем. мистиков, славянофилов; значительно влияние на него нем. классич. философов и в первую очередь Канта и Гегеля. Свое учение Т. называет "конкретным идеализмом", отличая его от идеализма отвлеченного (типа гегелевского), неспособного, по мнению Т., объяснить переход от абсолюта к области единичных вещей, обосновать ценность частных наук и опытного знания. "Конкретно-идеалистич." миропонимание получает у Т. новое обоснование с помощью "закона универсальной соотносительности", сходного с развитым в нем. философии (особенно Гегелем) принципом всеобщей диалектич. связи. По мысли Т., всякое онтологич. или гносеологич. определение лишено смысла без своего коррелята (субъект без объекта, явление без сущности и т.д.): "Все, что есть, существует в каком-либо отношении", то, что безотносительно, "...не имеет никакого бытия" (Собр. соч., т. 2, М., 1908, с. 264). Центральная филос. проблема, по Т., заключается в отношении познающего разума к сущему (см. тамже, с. 263, 286 и др.), но что представляет собой сущее, это уже зависит от контекста той или иной философии. Эмпиризм отождествляет сущее с явлением, рационализм - с идеей, мистицизм - с духовной, сверхчувственной реальностью. Т. вслед за Соловьевым подверг критике рационализм, мистицизм и эмпиризм, указал на их односторонность, вместе с тем признав в каждом из них момент истины. Полная истина состоит в определении сущего как "абс. всеединства", "всеединого конкретного бытия", в к-ром все стороны сущего находятся в необходимой соотносит. связи: пространственно- временное многообразие эмпирич. вещей обусловлено логич. (идеальным) единством, а то и другое находит свое основание в абс. духе, являясь, в свою очередь, его собств. потенциями. "Конкретный идеализм" не отрицает независимости материальных явлений от индивидуального сознания. Однако, признав вслед за Кантом время и пространство лишь формами чувственности, Т. признает и универсальный чувствующий субъект - некое космич. существо - Софию, понятую как психич. основу мира. Все реальные объекты действительности оказываются своего рода взаимодействующими индивидуальными центрами (монадами), объединенными в одном мировом субъекте. (С помощью понятия мирового субъекта, отличаемого от бога, Т. стремится избежать пантеизма, но он не дает ясного представления о месте этого понятия в своей метафизике.) т.о. в онтологии Т. мир явлений и идей (сфера относительного) превращается в потенцию абсолюта, сверхотносит. бытия, раскрывающегося постепенно через деятельность мирового субъекта. Вычленяя разные стороны абс. всеединства, Т. стремится предметно разграничить и примирить науку (исследующую законы явлений), философию (изучающую осн. начала бытия и познания) и религию (с ее верой в сверхчувств. реальность).

Вслед за Соловьевым Т. развивает идеал "соборности", в к-рой должны совпадать религиозное, нравственное и социальное начала. Идея соборности у Т. выступает альтернативой как индивидуализму, так и коллективизму социалистич. учений. Филос. система Т. не закончена, чему помешала его ранняя смерть.

Т. написал ряд серьезных исследований по истории философии ("Метафизика в Древней Греции", М., 1890, "Учение о логосе в его истории", М., 1900, и др.). Задолго до Бергсона Т. провел концепцию "осн. интуиции", лежащей в основе др.-греч. философии. Т. вообще считает важным уяснить, какой именно образ универс. истины заключен в той или иной философии. Задолго до К. Иоеля, А. Фишера, и др. он выдвигает идею о развитии греч. философии из мифологии и религии (см. "Чему учит история философии", в сб. "Проблемы идеализма", [М., 1902], с. 231). Т. подробно исследовал антич. мысль, значение к-рой он видел в том, что она подготовила человечество к восприятию христ. идеала.

Соч.: Собр. соч., т. 1-6, М., 1906-12.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 8, с. 484. 485, 489, 493; т. 9, с. 324, 345; т. 10, с. 438; Чичерин Б. П., Вопр. философии, М., 1904, с. 146-222; "Вопр. филос. и психол.", 1906, кн. 81 (1) (номер посвящен T.); Mелиоранский Б., Теоретич. философия С. Л. Т., там же, кн. 82 (2), с. 197-222; Кн. С. Н. Т. первый борец за правду и свободу рус. народа. В отзывах рус. повременной печати..., СПБ, 1905; Сб. речей, посвящ. памяти кн. С. Н. Т., М., 1909; Булгаков С. Н., Философия кн. С. Н. Т. и духовная борьба современности, в его кн.: Два града, т. 2, М., 1911, с. 243-54; Смирнов К. Α., Религ. воззрения кн. С. Н. Т., X., 1911; Лопатин Л. М., Филос. характеристики и речи, М., 1911, с. 157-235; его же, Совр. значение филос. идей кн. С. Н. Т., "Вопр. филос. и психол.", 1916, кн. 131 (1), с. 1-39; Котляревский С., Миросозерцание кн. С. Н. Т., там же, с. 40-50; Рачинский Г., Религ.-филос. воззрения кн. С. Н. Т., там же, с. 51-77; Блонский П. П., Кн. С. Н. Т. и философия, М., 1917; Бердяев Н., Рус. идея, Париж, 1946, с. 162-64; Лосский Н. О., История рус. философии, пер. с англ., М., 1954, гл. 10; Зеньковский В. В., История рус. философии, т. 2, М., 1956, гл. 3 (имеется библ.); Трубецкая О. Н., Кн. С. Н. Т., воспоминания сестры, Нью-Йорк, 1953; История философии, т. 5, М., 1961, с. 343-44, 353.

А. Поляков. Москва.

В начало энциклопедии