Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
АНТОНОВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АНТОНОВИЧ

Максим Алексеевич [27 апр. (9 мая), по др. данным, 18 (30) апр. 1835 - ноябрь 1918 ] - рус. философ-материалист, публицист, лит. критик; демократ. Род. в г. Белополье Харьковской губ. в семье дьячка. Учился в духовном училище, Харьковской семинарии, затем в Петербургской духовной академии (1855-59). Изучение работ Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Фейербаха, личное знакомство с Добролюбовым и Чернышевским способствовали формированию материалистич. и атеистич. убеждений А. Став сотрудником журн. "Современник", А. активно участвовал в филос. и лит. полемике тех лет. Он выступил с рядом статей, к-рые были высоко оценены Чернышевским. Одновременно А. сотрудничал (1861-63) в "Энциклопедическом словаре" А. А. Краевского, вел политич. отдел в "Очерках..." Г. З. Елисеева. После ареста Чернышевского (1862) А. вошел в редакцию "Современника", на страницах к-рого вел активную борьбу с правой печатью, критиковал либерализм, теории "почвенников", славянофильство. После закрытия "Современника" (1866) А. эпизодически сотрудничал в "Космосе" (в 1869), "Тифлисском Вестнике" (в 1875-76), "Слове" (в 1878), "Новом обозрении" (в 1881), пропагандируя естеств.-научные знания и материалистическую философию; много переводил. В 1871 А. обнаружил на берегах Западной Двины отложения девонского периода, неизвестные ранее на территории России (см. "Горный журнал", 1873, т. 2). В нач. 20 в. А. выступил с резкой критикой веховства [см. ст. "Покаявшийся блудный сын и пропащий человек", газ. "Новая Русь", 1909, 17(30) мая, No 133; "Письмо в редакцию", "Современник", 1911, No 1].

До конца своей деятельности А. стоял в основном на позициях крест. демократизма, что накладывало печать ограниченности на его воззрения в условиях смены разночинского периода революц. движения пролетарским. А. с симпатией относился к марксизму, однако не понимал его и на его позиции не перешел.

Философии посвящены статьи А. "Современная философия" (по поводу "Философского лексикона" Гогоцкого, "Современник", 1861, No 2), "Два типа современных философов" (по поводу "Трех бесед о современном значении философии" Лаврова, там же, No 4), "О гегелевской философии" (по поводу рус. пер. кн. Гайма "Гегель и его время", там же, No 8), "Современная физиология и философия" (по поводу перевода 1т. соч. Д. Льюиса "Физиология обыденной жизни", там же, 1862, No 2), "Единство сил природы" (там же, 1865, No 1), "Промахи" (там же, 1865, No 2 и No 4). "Единство физического и нравственного космоса" ("Космос", 1869, No 1-2), "Письмо в редакцию" ("Современник", 1911, No 1) и др. В них А. выступил активным пропагандистом материализма. Вслед за Чернышевским он развивал положение о связи филос. теорий с интересами социальных групп. Критика А. систем Платона, Канта, Шопенгауэра сопутствовала его борьбе против отечеств, идеалистов - Гогоцкого, Юркевича, Кавелина, Новицкого, Карпова, Страхова, а позднее, в нач. 20 в., против богостроительства и богоискательства. Идеализм А. рассматривал как служебное орудие религии, к-рая не имеет с наукой "общих точек соприкосновения" (Избр. филос. соч., 1945, с. 350), как препятствие в развитии общества (см. "Современник", 1863, No 1, с. 103-104). Он подчеркивал неразрывную связь материалистич. философии с естествознанием, понимая материализм как "необходимый результат всей совокупности выводов, добытых частными отраслями естествознания" (там же, 1861, No 2, с. 267).

Популяризируя дарвинизм ("Теория происхождения видов в царстве животном", там же, 1864, No 3, "Чарльз Дарвин и его теория", 1896), А. дал правильную оценку его естеств.-науч. и филос. значения. Он высоко оценивал роль Бэра, А. Н. Бекетова, А. О. Ковалевского, И. И. Мечникова, Тимирязева в деле популяризации, защиты и развития дарвинизма. Одним из первых А. применил науч. выводы Сеченова для подтверждения и обоснования материалистич. теории познания. Он приветствовал И. Павлова, считая, что его работы "преследуют ту же цель, какою задавался Сеченов" ("Письмо в редакцию", "Современник", 1911, No 1, с. 396). Утверждая, что изучение психики должно опираться на данные физиологии, А. вместе с тем выступал против вульгарных представлений, сводящих психич. процессы к физиологическим.

В 60-х гг. А. одним из первых в России выступил против позитивизма и кантианства. Критикуя Лаврова, А. подверг критике кантонский агностицизм и априоризм. Ощущение, согласно А., связывает человека с внешним миром и является исходным моментом в процессе познания. На основе ощущений образуются понятия, вся психич. жизнь человека. Критерием истины, "последним судиёй и решителем всего" является опыт людей как "общая сумма современных нам знаний" (Избр. филос. соч., 1945, с. 76).

А. высказывал положения о всеобщем движении и развитии в природе, о взаимосвязи и обусловленности явлений, о конкретности истины и т.д. Однако А. не сумел понять диалектики общего и особенного; иногда он выдвигал ошибочные положения, отрицавшие наличие общих законов природы (см. тамже, с. 185). Хотя А. не понял мысли Гегеля о единстве и борьбе противоположностей (см. тамже, с. 113), он, однако, высоко ценил гегелевскую постановку вопроса о единстве всего существующего и его идею развития. По мнению А., "... было бы в высшей степени желательно, чтобы явился человек, который бы сделал для реализма то же, что сделано Гегелем для идеализма" ("Современник", 1865, No 2, с. 259).

В ст. "Современная эстетическая теория" (там же, No 3), "Лже-реалисты" (там же, No 7), "Причины неудовлетворительного состояния нашей литературы" ("Слово", 1878, No 2) и др. А. критиковал теорию "чистого искусства", утверждая идеи Чернышевского как высшее достижение рус. эстетич. мысли. А. подчеркивал обществ. роль искусства и выделял как его специфич. черту эстетич. наслаждение, к-рое оно доставляет людям. Полемизируя по данному вопросу с Писаревым, А. отстаивал правильную т.зр., однако иногда недостаточно четко ее формулировал. А. высоко оценивал творчество Пушкина, Гоголя, A. Островского, Л. Толстого, Некрасова за правдивое изображение жизни. В ст. "Асмодей нашего времени" ("Современник", 1862, No 3) А. утверждал, что герой романа Тургенева "Отцы и дети" Базаров не является типичным представителем революц. поколения 60-х гг., что его воззрения - вульгаризация и принижение идей "Современника". Эта статья сыграла положит. роль в условиях 60-х гг., хотя оценка А. романа была несколько односторонней. В ст. "Современные романы" ("Современник", 1864, No 4) и "Мистико-аскетический роман" ("Новое обозрение", 1881, No 3) А. подверг критике романы "Взбаламученное море" (1863) Писемского и "Братья Карамазовы" (1879-80) Достоевского за враждебное изображение передовых людей того времени, за проповедь реакц. взглядов. В нач. 20 в. А. активно выступал против декадентского искусства.

Соч.: Избр. статьи. Философия. Критика. Полемика. Л., 1938; Избр. философские соч., [М.], 1945, предисловие B. С. Кружкова; Шестидесятые годы - Воспоминания.., Вступ. ст., коммент. и ред. В. Евгеньева-Максимова и Г. Ф. Тизенгаузена, [M.], 1933.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 1-16, М., 1939-53 (см. Указатель, т. 16); Кирпотин В., Публицистическая деятельность Антоновича до ареста Чернышевского, "Под знаменем марксизма", 1928. No 7-8; Коган Л., Материализм М. А. Антоновича, там же, 1939, No 5; его же, М. А. Антонович и "Вехи", "Вопр. истории", 1949, No 1; Кружков В., Материалистические воззрения М. А. Антоновича, там же, 1944, No 4-5; Штофф Β. Α., Борьба Антоновича за материалистическое мировоззрение в 60-х годах, "Уч. зап. ЛГУ", Серия философ. наук, 1948, вып. 2; Щипанов И. Я., Философские воззрения М. А. Антоновича, в сб.: Из истории русской философии, [М.], 1951; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, гл. 24; Сундирева М. I., Боротьба М. О. Антоновича за матерiалiзм у бiологii "Наук. зап. Киiвськ. ун-т", 1954, т. 13. вып. 11. No 1; ее же. До питания при дiалектику в працях М. О. Антоновича, там же, 1957, т. 16, вып. 4, No 3; Чубинский В. В., Вопросы религии в работах М. А. Антоновича, в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, [т.] 4, М., 1956; его же, Проблема реформы и революции в публицистике М. А. Антоновича 1860-х годов, "Уч. зап. ЛГУ", 1957, Сер. филолог, наук, вып. 33, No 218; Боярчук В. К., Борьба М. А. Антоновича за материалистическую психологию в философской полемике 60-х годов XIX века, в кн.: Ростовский-на-Дону университет. Научная сессия, 1958. Тезисы докладов, [Ростов-на-Дону]. 1958.

М. Пеунова. Москва.

В начало энциклопедии