Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
НЬЮТОН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НЬЮТОН

НЬЮТОН (Newton), Исаак (25 дек. 1642 - 20 марта 1727) - англ. физик, астроном и математик. Окончил (1665) со степенью бакалавра наук Тринити-колледж Кембриджского ун-та; занимал в этом ун-те физико-математич. кафедру (1669-1701), к-рую ему добровольно уступил его учитель Исаак Барроу, сыгравший значит. роль в формировании Н. как мыслителя. С 1672 Н. - чл. Лондонского королевского об-ва, с 1703 - его бессменный президент; иностранный чл. Парижской АН (1699). Похоронен в Вестминстерском аббатстве - национальном пантеоне Англии. К важнейшим науч. открытиям Н. относятся в первую очередь в физике: три основных закона классической механики, закон всемирного тяготения, и в математике: дифференциальное и интегральное исчисления. Благодаря этим открытиям механика приобрела характер цельной научной теории. Результаты двадцатилетних исследований Н. о действии силы тяготения, о движении тел под действием различных центральных сил были подытожены в "Математических началах натуральной философии" (опубл. 1687) - самой выдающейся работе Н. В ней он сформулировал исходные понятия и три осн. закона классич. механики, а также (в первом приближении) закон всемирного тяготения - осн. закон небесной механики. Н. показал их огромное теоретич. и прикладное значение, решив ряд важнейших практич. задач механики и астрономии. "Начала" явились гениальным обобщением не только собств. исследований Н., но и обобщением идей его предшественников и современников и достижений совр. ему техники.

С 90-х гг. 17 в. и до конца жизни (лондонский период) науч. деятельность Н. протекает менее интенсивно: он занимается изданием и переизданием ранее написанных трудов, все более отдается гос. службе, политич. деятельности. В это же время Н. переживает приступы нервного заболевания. Из второго издания "Начал" под давлением церкви Н. исключает мн. прогрессивные мировоззренч. идеи, заменяя их идеями, более устраивавшими церковь. Однако со стороны Н. это не было отказом от принципов: в мировоззрении Н. отразились непоследовательность и эклектицизм классового компромисса между буржуазией и феод. верхушкой Англии 17 в. С одной стороны, презирая схоластику и ратуя за науч. познание природы, опирающееся на практику и приносящее практич. пользу, признавая объективный характер природы и ее законов, Н. выступал как передовой ученый и мыслитель. С др. стороны, Н. до конца жизни не порывал с религией, писал на теологич. темы, свою науч. деятельность иногда выставлял как идущую на укрепление веры в бога (см. четыре письма к Бентли). Уступки религии у Н. в значит. степени были связаны с неэволюционным характером его мировоззрения. H. считал, что материя является сугубо инертной субстанцией, что вечные законы природы позволяют объяснить лишь повторяемость неизменных вещей, а не их изменения. Поэтому Н. приходил даже к версии о необходимости божеств. первоначального толчка. Важное место в мировоззрении Н. занимает его теория т.н. абсолютных пространства и времени: абсолютное пустое пространство является вместилищем материи и не зависит от нее, оставаясь "...всегда одинаковым и неподвижным" (см. "Математические начала натуральной философии", в кн.: Крылов А. Н., Собр. трудов, т. 7, 1936, с. 30); абс. время не имеет отношения к событиям, оно существует и длится равномерно само по себе.

С этим пониманием пространства и времени тесно связана идея Н. о дальнодействии, т.е. передачи движения от одного тела к другому мгновенно, через пустое пространство, без посредства материи. В своих ранних работах Н. предполагал, правда, существование материального эфира, к-рый призван был объяснить не только процесс передачи тяготения, но и электростатические, магнитные, оптич. и даже физиологич. явления. Но во втором издании "Начал" он не использует модели эфира вследствие недостаточности опытных данных.

В теории познания Н. в основном следовал своему соотечественнику Ф. Бэкону, выдвигая на первый план индуктивный метод (см. Логика индуктивная, Методы исследования причинных связей), требуя абс. достоверности и однозначности в познании, полного исключения произвольных предположений и априорных схем. Он всячески предостерегал от смешения "домыслов с достоверностью" (см. "Новая теория света и цветов", 1872, в кн.: Вавилов С. И., Исаак Ньютон, 1945, с. 49), что, однако, не было равносильно отрицанию роли науч. гипотез. Помещенная во 2-м издании "Начал" фраза "Hypotheses non fingo" (гипотез не измышляю) при учете контекста означала "домыслами не занимаюсь" и не выражала отказ Н. от науч. предположений. В одном из писем Ольденбургу Н. лишь подчеркивал, что "...гипотезы должны подчиняться природе явлений, а не пытаться подчинять ее себе" (там же, с. 73). Фактически Н. был автором многих явно или неявно сформулированных физич. гипотез: гипотезы эфира, механич. природы теплоты, атомистич. (корпускулярной) гипотезы строения вещества, идеи всеобщей механич. причинности, дальнодействия и др. Но, подобно Бэкону, Н. считал, что абсолютное и бесспорное может быть открыто только путем наведения (индукции), исходя из опыта. Поэтому он отказался от построения метафизич. картины Вселенной, объясняющей якобы "последние" причины явлений, и настаивал на физич. исследовании, ограничивающемся фактами и не претендующем на познание окончат. принципов и св-в материи. Именно на этом пути Н. завершил формирование физики как самостоят. науки, отделив ее от натурфилософии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 599). Вслед за Декартом Н. был вторым крупным представителем механистич. материализма в естествознании 17-18 вв. Правда, Н. был осторожен в механистич. объяснении различных явлений природы, однако он сознательно ставил именно такую задачу: "Было бы желательно вывести из начал механики и остальные явления природы" ("Начала...", см. Предисловие, с. 3). В отд. случаях он использовал механич. модели при изучении света и цвета, химич. реакций и др. явлений. Основоположники марксистской философии очень высоко оценивали роль Н. в науке, его влияние на характер науч. и филос. представлений целой эпохи; в то же время они неоднократно подчеркивали историч. ограниченность мировоззрения Н.

См. также ст. Астрономия, Математика, Метод принципов.

Соч.: Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света, пер. с англ., с прим. С. И. Вавилова, 2 изд., М., 1954; Математические работы, М.-Л., 1937; Всеобщая арифметика или книга об арифметических синтезе и анализе, [М. ], 1948.

Лит.: Маркс К., Математические рукописи, "ПЗМ", 1933, No 1; Энгельс Φ., Диалектика природы, М., 1955; Кудрявцев П. С, История физики, [2 изд. ], т. 2, М., 1956; Спасский В. И., История физики, ч. 1-2, М., 1963-64; Кузнецов Б. Г., Развитие научной картины мира в физике XVII - XVIII вв., М., 1955, гл. 3; Φихтенгольц Г. М., Основы матем. анализа, 5 изд., т. 1, М., 1964, с. 421-27.

В. Семенчёв. Москва.

В начало энциклопедии