Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
НОВГОРОДЦЕВ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НОВГОРОДЦЕВ

Павел Иванович (1866 - 23 апр. 1924) - рус. бурж. юрист и социолог, сторонник неокантианства. Окончил юридич. фак-т Моск. ун-та. С 1896 - приват-доцент, с 1904 - проф. Моск. ун-та. С 1906 - директор и проф. Моск. высшего коммерч. ин-та. Член партии кадетов. Один из авторов (наряду с Бердяевым, Булгаковым и др.) и редактор сб. ст. "Проблемы идеализма" (М., 1902). После 1917 - белоэмигрант.

Филос. основа социально-правовой концепции Н. - трансцендентальный идеализм, с позиций к-рого он отвергает материалистич. онтологию, считая ее "наивно-реалистической". При разрешении морально-правовой проблемы (центральной в его теории) необходимо, по Н., исходить из априорных "указаний" нравств. сознания. Эту методологию Н. использовал для обоснования концепции естественного права, возрождение к-рой он проповедовал в нач. 20 в. Естеств.-правовая проблема для Н. (в ее трактовке он близок Штаммлеру) - проблема прежде всего моральная, суть ее заключается в том, чтобы "... установить моральные требования, предписывающие идеальные пути развития" ("Нравственный идеализм в философии права", см. сб. "Проблемы идеализма", [М., 1902 ], с. 255). Природа же нравственности может быть понята лишь при изучении ее как внутренне-психологич. и самоценного нормативно-этич. явления, как "закона личной жизни" (см. тамже, с. 281). Личность, согласно внеисторич. и внеклассовой теории Н., - единств. высшая реальность и основа общества. Будучи автономной в отношении социальных условий, она руководствуется в своем поведении прежде всего нравств. нормой как законом всеобщего долженствования. Последний обладает абс. ценностью, но этот абсолютизм относится не к конкретному содержанию, а к "... форме всеобщего долженствования, в которой он только и может мыслиться" (там же, с. 286). Стремясь избежать кантовского дуализма сущего и должного, Н. пытался обосновать связь и "конечную гармонию" этих двух областей, возможную, по его мнению, лишь в сфере "высшего метафизического синтеза". Эта связь предполагает, по Н., наличие идеала "свободного универсализма", "абсолютного блага" и т.п.

Основу его составляет идея бесконечного социально-нравственного совершенствования. Этот идеал - всего лишь моральное требование, и осуществление его возможно только за пределами конечных явлений, т.к. "в сфере относительного исторического прогресса не может быть преодолено противоречие между идеалом и действительностью" ("Об общественном идеале", К., 1919, с. 149). Именно поэтому Н. считал, что все теории, к-рые обещают разрешение земных, социальных и моральных противоречий, утопичны. Крушение идеи "земного рая" и веры в совершенное правовое гос-во и означает, по мнению Н., кризис современного ему правосознания. С этой т. зр. он резко критиковал теорию науч. социализма, противопоставляя ей свою концепцию морального совершенствования и фактически никогда не осуществимого "абсолютного" идеала. Эволюция Н. в сторону религ. метафизики и мистики нашла отражение в написанной им незадолго до смерти ст. "Существо русского православного сознания" (в сб. "Православие и культура", Берлин, 1923).

Соч.: Историч. школа юристов, ее происхождение и судьба, М., 1896; Кант и Гегель в их учениях о праве и гос-ве, М., 1901; Нравственная проблема в философии Канта, М., 1903; Кризис совр. правосознания, М., 1909; Сократ, в кн.: Очерки по истории философии права. Политич. идеалы древнего и нового мира, вып. 1, М., 1910; О праве на существование. Социально-филос. этюды, СПБ, 1911; Лекции по истории философии права. Учение нового времени XVI - XVIII и XIX вв., 2 изд., М., 1912.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 8, с. 61 (примечание).

А. Поляков. Москва.

В начало энциклопедии