Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ХАСИДИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХАСИДИЗМ

ХАСИДИЗМ (от др.-евр. hasīdīm, букв.- благочестивые) - мистич. движение в иудаизме, возникшее в 30-х гг. 18 в. в среде беднейших слоев евр. населения на Украине и распространившееся в 18 - нач. 19 вв. в Молдавии, Польше, Галиции, Закарпатье, Буковине, Венгрии и Румынии, в меньшей степени - в Белоруссии и Литве; на рубеже 19-20 вв. - в США, Канаде, Аргентине, Палестине. Осн. масса последователей X. погибла при уничтожении евр. населения Европы нацистами во время 2-й мировой войны.

Основатель X. Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-тов (сокращенно Бешт, ок. 1700-60) распространял свое учение устно. Первое систематич. изложение X. дал его преемник Дов-Бер из Межерича (ум. 1773). Эсхатологич. исканиям, обострившимся в иудаизме в 17 в. и вылившимся в мессианизм саббатианства, X. противопоставил принцип мистич. оптимизма, позволяющий не откладывать чаяния радостной и святой жизни до прихода Мессии, но осуществлять их внутри бедственной жизни сегодняшнего дня (познание бога в радости - śimhā и утверждение значимости человеч. индивида как вершины акта божеств. творения). При несравненно более тесной связи с нар. жизнью, демократич. харизматичности X. генетически связан с внеортодокс. мистич. линией ср.-век. иудаизма, прежде всего с каббалой в том виде, в каком она была оформлена и развита Йицхаком Луриа (Ха-Ари, 1534-72) и его последователями. Согласно учению хасидизма, мир есть проявление бога; в каждом предмете присутствует т.н. "божественная искра" (nīss.ōs.), стремящаяся к высвобождению из скрывающей ее оболочки (qĕlippā). Поскольку "мир из бога и в боге" (см. С. Дубнов, Возникновение цадикизма, в журнале: "Книжки Восхода", 1889, No XI-XII, с. 41), в этом пантеистическом богомире снимается противопоставление добра и зла: зло предстает лишь как "низшая степень совершенного добра" (там же) и соответственно грех - как предформа благостности. Бог обитает в грешнике, как и в праведнике. Феноменализация бога в мире происходит через самоограничение божеств. начала; нисхождению бога в мир человек отвечает стремлением подняться до бога. Бог в той же мере зависит от человека, в какой человек зависит от бога: "человек - как бы лестница, вершиною своею упирающаяся в небо; все его поступки и слова оказывают воздействие на небесные сферы" (там же, с. 43).

Простейшие повседневные акты человеч. обихода (еда, сон и т.п.) осмысляются как теургич. акты, при правильном их свершении благотворно действующие на мировое бытие. Человек стремится к слиянию с богом, к-рое рассматривается в X., как и в типологически сходных мистич. течениях др. религий (суфизм, бхакти), как высвобождение духовного начала из материальности, как "отмена материального наличествования" (bittūl hayyēš); оно осуществляется не рациональным, а эмоцион. путем, через экстаз. Выступая против ригористич. обрядности, X. ставит искреннее молчание невежды-простолюдина выше казуистич. умствований начетчика. Человек, достигший слияния с божеств. началом, может выступать посредником между ним и людьми и помогать людским нуждам своей теургич. силой. Таким человеком является цадик (букв. праведник), учение о к-ром получило распространение преим. в южном ареале X. (Украина, Румыния, Польша, Венгрия). В Белоруссии и Литве с конца 18 в. Шнеур Залман (1747-1813) и др. дают более строгое рационалистич. определение X. Вводится традиц. представление о двух душах человека - животной (источник чувства) и божественной (источник разума и духа), осн. св-вами к-рой являются разум потенциальный (hokmā), разум действенный (bīnā) и познание (da'at) как слияние познающего субъекта с познаваемым объектом (это толкование получило аббревиатурное название Хабад). X. оказал существенное влияние на евр. лит-ру (Й. Л. Перец, Ш. Й. Агнон и др.). М. Бубер в ряде соч. связывает дух X. с кругом проблем экзистенциалистски ориентированной философии.

Лит.: Марек П. С., Внутр. борьба в еврействе в 18 в., "Еврейская старина", 1928, кн. 12; Гейликман Т. Б., О каббале и X., в кн.: Критика иудейской религии, М., 1964; Оршанский И. Г., Мысли о X., там же; Hesсhel A. J., God in search of man. A philosophy of Judaism, N. Y., 1956; Blau J. L., The story of Jewish philosophy, N. Y., 1962; Вuber M., Werke, Bd 3 - Schriften zum Chassidismus, Münch.-Hdlb., 1963; Levin M., Classic Hassidic tales, N. Y., 1966.

M. Занд. Москва.

В начало энциклопедии