Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ХАЛЬБВАКС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХАЛЬБВАКС

ХАЛЬБВАКС (Halbwachs), Морис (11 марта 1877 - 16 марта 1945) - франц. социолог, последователь Дюркгейма, проф. социальной психологии ун-та в Страсбуре, Сорбонны и Коллеж де Франс. Участник Сопротивления, погиб в концлагере Бухенвальд. Вначале занимался историей философии, затем социологией и социальной психологией. Изучал проблемы потребления и социальной структуры населения ("Рабочий класс и уровень жизни" - "La classe ouvrière et les niveaux de vie", P., 1913; "Эволюция потребностей социальных и трудящихся классов" - "L'évolution des besoins dans les classes sociales et ouvrières", P., 1933). Понятие класса, по X., связано не только с профессией и размером дохода, но и определ. системой ценностей и идеалов. X. продолжил начатое Дюркгеймом социологич. изучение проблемы самоубийства. Он усовершенствовал методику исследования и показал значение в качестве причины самоубийств неприспособленности людей к новым условиям жизни, вызванной быстрым процессом урбанизации ("Причины самоубийства" - "Las causes du suicide", P., 1930). В своих исследованиях широко применял статистич. методы. Важное место в исследованиях X. занимает проблема памяти. X. различает индивидуальную и коллективную память; первая, по X., обусловлена коллективным взаимодействием; коллективная память существует наряду с индивидуальной и развивается по своим законам (см. "La mémoire collective", P., 1950, p. 36). Исходя из концепции Дюркгейма о коллективных представлениях, к-рые подчиняют себе психику индивида, X. видит явления памяти прежде всего в наличии обществ. институтов, традиций, обычаев, верований и т.д. Воспоминания возникают не сами по себе, а лишь под влиянием требований "извне", исходящих от общества: наше окружение есть источник воспоминаний, оно определяет необходимость воспроизведения, создает вехи, точки отсчета для упорядочения воспоминаний во времени и пространстве. Воспоминания других, проявляющиеся в акте коммуникации, есть опора и для воспоминаний индивида. Благодаря использованию общих понятий, в первую очередь времени и пространства (последние, согласно школе Дюркгейма, - результат обществ. сознания), человек в акте воспоминаний не может отдифференцировать образ, локализованный в месте и времени, от социального опыта своего окружения. Единств. случай - состояние сна - где появление образов не обусловлено непосредственно воздействием среды и где поэтому нет никакого их упорядочивания, есть не проявление памяти, а ее отрицание. Все это, по мнению X., ставит под сомнение традиционное представление о механизмах памяти как о репродукции следов или "перевода" воспоминания из бессознательного в сознание; по X., индивид не репродуцирует, а реконструирует прошлое при познании настоящего. "Социальные рамки памяти" ("Les cadres sociaux de la mémoire", P., 1925) - это не "пустые формы", заполняемые суммой индивидуальных воспоминаний, и не только насильств. навязывание "извне", но гл. обр. механизм, инструмент, с помощью к-рого коллективное сознание воздействует на индивида. Концепция X. нашла продолжение гл. обр. в работах о памяти франц. психологов и психопатологов (П. Жане, Ж. Деле).

Соч.: Leibniz, P., 1907; La théorie de l'homme moyen, essai sur Quételet et la statistique morale, P., 1913; Les origines du sentiment religieux d'après Durkheim, P., 1925; Morphologie sociale, P., 1938; La mémoire collective, P., 1950; Esquisse d'une psychologie des classes sociales, P., 1955 (англ. пер., L., 1958); в рус. пер. - Возникновение религ. чувства по Дюркгейму, в сб.: Происхождение религии в понимании бурж. ученых, М., 1932.

Лит.: Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959, с. 308-31; Беккер Г., Босков Α., [сост.], Совр. социологич. теория в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961, с. 449, 728-30; Friedmann G., M. Halbwachs, "Europe", 1946, No l, p. 45-54.

M. Роговин. Москва. О. Тутунджян. Ереван.

В начало энциклопедии