Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЯНСЕНИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЯНСЕНИЗМ

ЯНСЕНИЗМ - религ. течение во французском и нидерландском католицизме, воспринявшее нек-рые типологич. черты протестантизма. Я. является частью той волны самоуглубления, к-рая прошла в 17-18 вв. поверх конфессион. границ Зап. Европы, затрагивая преим. образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском и методизм в англиканском протестантизме), и представляла собой попытку возродить безусловность исконно христ. отношения к миру перед лицом той всеобщей двусмысленности, к-рую принес с собой кризис ср.-век. христианства.

Толчком к возникновению Я. послужила посмертная публикация труда голл. теолога Корнелия Янсения (или Янсена, 1585-1638) "Августин, или Учение св. Августина о здравии, недуге и врачевании человеческого естества, против пелагиан и массилийцев" ("Augustinus seu doctrina S. Augustini de humanae naturae sanitate, aegritudine, medicine adversus Pelagianos et Massilienses", v. 1-3, Lovanii, 1640). Разделяя с мыслителями Реформации стремление реставрировать изначальную суровость доктрины Августина о первородном грехе и предопределении, Янсений подверг критике оптимистич. воззрения позднего католицизма на свободную волю человека (особенно характерные для иезуитов), квалифицируя учение о т.н. достаточной благодати (данной всем и в случае простого акта человеч. воли превращающейся в действенную) как возврат к ереси Пелагия. Резкое отделение истинных христиан от массы формально приемлющих церк. учение побуждало Янсения отрицать, что Христос умер и пролил свою кровь за всех людей (мотив, близкий к кальвинизму). Хотя учение Янсения было уже в 1642 осуждено папой Урбаном VIII, а в 1653 спец. булла Иннокентия X осудила пять извлеченных из его трактата положений, "ученики св. Августина", оставаясь внутри католич. церкви, продолжают борьбу. Во Франции близкий к Янсению Ж. Дювержье де Оранн (известен как аббат Сен-Сиран, 1581-1643) сделал цитаделью Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й пол. 17 в. важнейшим центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими готовность к мученичеству перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церк. политики, а также этич. бескомпромиссность Я. сделали его неотразимо привлекательным для таких нравственно чутких людей, как Паскаль, Арно, вместе со своей сестрой Анжеликой руководивший пор-рояльской общиной, Николь, создавший вместе с Арно Пор-Рояля логику, К. Лансло (1615-95), передовой теоретик педагогики и организатор янсенистских малых школ и др.; к Я. тяготел драматург Ж. Расин. Религ. элита, к-рую выращивал Я. (янсенистские школы можно сопоставить со школами в нем. пиетизме), дала тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но в то же время с фанатической сектантской узостью. П. Кенель (1644-1719), возглавивший движение после смерти Арно, учил, что всякая любовь, кроме сверхъестеств. любви бога, безнадежно испорчена, что молитва грешника только усугубляет его греховное состояние, что подлинными членами церкви являются исключительно "избранники", т.е. члены янсенистской элиты. Протестуя против мягкой исповедальной практики иезуитов, янсенисты требовали бескомпромиссного восстановления обычая публичного покаяния и настаивали на недопущении к причастию грешников, пока те не пройдут длит. курса аскетич. упражнений. Наряду с этим Я. стремился преодолеть характерную для католицизма тех времен религ. пассивность мирян.

Король Людовик XIV считал янсенистов своими личными врагами. В 1713 Я. был осужден в булле Климента XI "Unigenitus". Вместе с тем в 18 в. падает его духовный уровень; независимые умы склоняются уже не к Я., а к вольнодумству энциклопедистов, и споры янсенистов и иезуитов о предопределении перестают волновать образованное общество. Дух сектантства приводит Я. в 1727-32 к экзальтированному поклонению мощам янсенистского дьякона Франсуа де Пари, после чего во всех салонах вышучивали "припадочных". В Голландии к 1723 Я. удалось создать свою церковь, к-рая в 19 в. сблизилась с герм, старокатоликами и в 20 в. произвела ряд дисциплинарных реформ, приблизивших ее к протестантизму (отмена постов, замена лат. яз. голландским в литургии, отмена целибата).

Лит.: Бемер Г., Иезуиты, пер. с нем., Μ., 1913, Gazier A., Histoire générale du mouvement Janséniste depuis ses origines Jusqu'à nos Jours, 3 éd., Ρ., 1922-24, Adam A., Histoire de la littérature française au 17 siècle, v. 2, Ρ., 1951; Ceyssens L., Sources relatives au début du Jansénisme et de l'antijansénisme 1640-1643 Louvain, 1957; его же La fin de la première période du jansénisme Sources des années 1654-1680, v. 1-2, Brux.-Roma, 1963-65, Cognet L., Le Jansénisme, Ρ., 1961; Ecrivains de Port-Royal Introduction et choix de M. Catel, Ρ., 1962.

С. Аверинцев. Москва.

В начало энциклопедии