Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ГАЛЁН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГАЛЁН

ГАЛЁН (Galenus), Клавдий (р. ок. 130 - ум. ок. 200) - римский врач, продвинувший вперед школу Гиппократа в отношении анатомии, физиологии и патологии; в философии - идеалист, эклектически соединявший учения Платона, стоиков и особенно Аристотеля.

Г. был близок к стоикам и признавал идею "мирового ума" (Nus), вслед за древними натурфилософами и Аристотелем - четыре первонач. элемента (De constit. art. med. 7, Opera medicorum graecorum..., t. l, p. 245), но отвергал учение стоиков о перво-материи. От стоиков он отличался и своим учением о качествах, к-рые мыслил нематериальными, хотя и находил в них четыре аристотелевские причины (материальную, формальную, действующую и целевую), прибавляя к ним пятую - орудийную, или инструментальную ("то, при помощи чего") ("De usu part. Corp. hum." VI, 13, указ. изд., t. 3, p. 465). Вслед за Посидонием Г. комментировал платоновского "Тимея". Г. представлялось сомнительным, что мировая душа входит во все мелочи жизни и оформляет собой ее. Признавая богов, провидение и судьбу, Г. считал ненужным входить в подробное рассмотрение этих вопросов и полагал, что для поведения человека безразлично, управляют ли миром боги или слепая судьба, обладают ли боги телом или нет и т.д. Вместе с тем теология была у Г., по-видимому, на первом плане, хотя высокая оценка значимости теоретич. философии мешала ему подробно входить в ее объяснение. Что касается индивидуальной души, то Г. противопоставлял ее природе, но сомневался в ее бессмертии. В учении о частях души Г. приближался к Платону и Аристотелю.

Многие работы Г. посвящены логике (см. Πpaнтль, История логики... - К. Prantl, Geschichte der Logik..., Bd l, 1885, S. 559-77; [2 изд.] 1955). Здесь он ближе всего к Аристотелю Г. критиковал и высмеивал стоика Хрисиппа, а также изучал, комментировал и использовал перипатетиков Теофраста и Эвдема. Логика и для него является "органом мышления"; Г. впервые употребил термин - "логические принципы". Начинал он, как и Аристотель, с категорий; но система этих категорий, ввиду разбросанности соответствующего материала по его мед. трактатам, выступает в неясном и противоречивом виде. Г. приписывали открытие четвертой фигуры категорич. силлогизма. Однако в дошедших до нас соч. Г. этого учения не содержится, а знаем мы о нем только из араб. источников. Прантль показал, что элементы четвертой фигуры уже имеются у Теофраста в его модификациях первой аристотелевской фигуры. Ни последующая греко-римская логика, ни трактующие эту четвертую фигуру арабы до Ибн Рошда (Аверроэса) не связывают ее с именем Г.

Соч.: Claudii Galeni opera omnia, v. l-20, Lipsiae, 1821-33 (Opera medicorum graecorum), с 1914 соч. Г. издаются в серии "Corpus medicorum graecoium"; к 1956 вышли след. тома, посвященные Галену: v. 9, Lpz., 1914-15; v. 4, Lpz., 1923, 1937; v. 10, Lpz., 1928, 1936-40, 1951, 1956 и Suppl. 1-3, Lpz., 1934-41; Fragments du commentaire de Gallen sur le Timée de Platon, publiés par Ch. Daremberg, Ρ., 1848.

Лит.: Ковнep С., История древней медицины, вып. 3, Киев, 1888; Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина, т. 1, M.-Л., 1936; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, M.-Л., 1947 (см Указатель имен); Zeller Ed., Die Philosophie der Griechen m ihrer geschichtlichen Entwicklung, Тl 3, Abt. l, 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 854-63; Die Philosophie des Alterthums, 12 Aufl., hrsg. von K. Praechter, B., 1926 (F. Ueberwegs Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 1, S. 563); Premuda L., Il magistero d'lppocrate nell'interpretazione critica e nel pensiero filosofico di Galeno, Ferrara, 1954.

А. Лосев. Москва.

В начало энциклопедии