Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ГЕККЕЛЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГЕККЕЛЬ

ГЕККЕЛЬ (Haeckel), Эрнст (16 февр. 1834 - 9 авг. 1919) - биолог-дарвинист, представитель естественноисторич. материализма. Учился на мед. ф-тах Вюрцбургского и Берлинского ун-тов (1852-57). Нек-рое время занимался мед. практикой, а затем исследоват. работой в области биологии. С 1861 по 1909 работал сначала приват-доцентом, а потом профессором в Иенском ун-те. Познакомившись в 1860 с книгой Дарвина "Происхождение видов", Г. стал горячим последователем и защитником высказанных в ней идей. Защищая и пропагандируя дарвинизм, Г. вместе с тем обогатил его рядом новых положений: основной биогенетический закон, учение о филогенезе, учение об архигонии (естественное возникновение жизни из неорганич. веществ) и др. Энгельс указывал, что Г. углубил представления Дарвина о естественном отборе как факторе органич. эволюции, подчеркнув приспособительный характер изменчивости под влиянием окружающей среды (см. "Анти-Дюринг", 1957, с. 67). Г. выступал с критикой положения А. Вейсмана о ненаследуемости приобретаемых признаков и указывал на преувеличение Дарвином роли перенаселенности и внутривидовой борьбы. Все это говорит о созвучии высказанных им идей мичуринскому учению. Хотя Г. и не называл себя материалистом (свои взгляды он именовал "монизмом", "хилонизмом" и т.п.), фактически он придерживался материалистич. воззрений на природу и страстно боролся против религиозно-идеалистич. мировоззрения.

Видную роль в борьбе с реакцией на рубеже 19 и 20 вв. сыграла книга Г. "Мировые загадки". Охарактеризовав эту книгу как "орудие классовой борьбы" и указав на яростные атаки против нее со стороны реакционеров, Ленин писал: "весело смотреть, как у этих высохших на мертвой схоластике мумий - может быть, первый раз в жизни - загораются глаза и розовеют щеки от тех пощечин, которых надавал им Эрнст Геккель" (Соч., 4 изд., т. 14, с. 334). Г. в 1906 организовал "Союз монистов", целью к-рого была борьба с церковным мракобесием и пропаганда материалистич. мировоззрения. Г. в 1910 открыто выступил с отречением от христианской религии и церкви. Будучи стихийным материалистом и не имея представления о законах обществ. развития, Г. допускал ряд отступлений от материализма; он не был последовательным атеистом и предлагал заменить официальную религию верой в бога-природу (в духе пантеизма Спинозы); закон естественного отбора и борьбы за существование распространял на общество, высказываясь в духе социального дарвинизма и даже расизма. Хотя Г. и критиковал нек-рые из наиболее отрицат. черт капитализма, он оставался защитником бурж. общества. "Честный и смелый борец, пока дело шло о свободе мысли, он выступает тупым невежественным буржуа, как только переходит на почву политики" (Тимиpязeв К. А., Соч., т. 8, 1939, с. 360). Оставаясь субъективно защитником капитализма и даже высказываясь порой против социализма, Г. объективно помогал борьбе с реакц. силами, а также естественно-науч. обоснованию марксизма, его распространению среди трудящихся.

Соч. в рус. пер.: Современные знания о филогенетическом развитии человека, СПБ, 1899; Красота форм в природе, СПБ, 1907; Чудеса жизни, 2 изд., СПБ, 1908; Мировоззрение Дарвина и Ламарка, СПБ, 1909; Борьба за эволюционную идею, СПБ, 1909; Естественная история миротворения, т. 1-2, СПБ, 1914; Происхождение человека, П., 1919; Монизм, Гомель, 1924; Натуралист под тропиками, 2 изд., М.-Л., 1925; Мировые загадки, М., 1937. Лит.: Энгeльс Φ., Анти-Дюринг, М., 1957; eго же, Диалектика природы, М., 1955; Лeнин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 331; Uschmann G., Ernst Haeckel. Leben und Wirken, Jena, 1951; его же, Ernst Haeckel. Forscher, Künstler, Mensch, Lpz.-Jena, [1958]; Huschke K., Ernst und Agnes Haeckel. Ein Briefwechsel, Jena, 1950; Walther J., Im Banne Ernst Haeckels, Göttingen, 1953.

Г. Платонов. Москва.

В начало энциклопедии