Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ШТУМПФ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ШТУМПФ

ШТУМПФ (Stumpf), Карл (21 апр. 1848 - 25 дек. 1936) - нем. философ и психолог. С 1873 -профессор (преемник Ф. Брентано) в Вюрцбурге, позднее - профессор в Галле, Праге и Мюнхене, а с 1894 - в Берлине. Основал Психологич. ин-т при Берлинском ун-те. Взгляды Ш. сложились под влиянием идей Брентано (см. Феноменология) о применении к философии методов точных наук. В философии Ш. выступал последователем эмпиризма, призывая к возрождению традиции Локка и Лейбница и к преодолению спекулятивных тенденций нем. идеализма - "темного века философии" Канта и Гегеля. Ш. стремится найти новый путь для философии между современным ему психологизмом (как сведением филос. проблем к психологическим) и антипсихологизмом неокантианства. В историю философии Ш. вошел прежде всего как один из теоретиков феноменологии, будучи связующим звеном между учениями Брентано и Гуссерля (последний был учеником Ш. в период своего пребывания в Галле в 1884-88 и посвятил Ш. свои "Логич. исследования"). Ш. предвосхитил осн. идеи гештальтпсихологии; как психолог известен в основном двумя работами - "О психологич. происхождении пространств. представлений" ("Über psychologischen Ursprung der Raumvorstellung", Lpz., 1873) и "Психология музыкальных восприятий" ("Tonpsychologie", Bd 1-2, Lpz., 1883-90), в к-рой Ш. явился пионером. Здесь Ш. выступает против объективных методов Гельмгольца, выдвигая невозможность жесткого различения между физич. и психич. явлениями и необходимость изучения целостных комплексов.

В своей системе феноменологии (сформулированной в 1905-06) Ш. уже утверждает существование особой сферы феноменов как непосредственных первичных данных нашего опыта, одинаково "нейтральных" по отношению к психологии, физиологии и физич. наукам. Их изучение - объект новой науки - феноменологии, к-рая служит основанием отд. наук как о природе, так и о человеке и является как таковая преднаукой (Vorwissenschaft). Сами феномены не подлежат дальнейшей редукции не из-за ограниченности психич. способностей, но в силу присущих им структурных свойств (так, цвет не может быть без протяжения, протяжение же представимо и без цвета). Задача феноменологии - описание этих первичных данностей самих по себе, вне зависимости от их каузальных отношений, эмпирическим, в том числе и экспериментальным, методом; однако выдвинутая Ш. идея экспериментальной феноменологии не получила в дальнейшем развития. С т. зр. "чистой феноменологии" Гуссерля, система Ш. являлась лишь психологич. доктриной, ограниченной сырым материалом опыта, не "очищенного" феноменологической редукцией. Ш. в свою очередь подверг учение Гуссерля подробной критике в своей посмертно изданной системе гносеологии ("Теория познания" - "Erkeinntnislehre", Lpz., 1939). Ш. писал также по вопросам истории философии и этики.

Соч.: [Автобиография], в кн.: Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, Bd 5, Lpz., 1924; в рус. пер. - Явления и психические функции, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 4, СПБ, 1913; Душа и тело, там же, сб. 8.

Лит.: Кунцман А. И., Психология мышления Ф. Брентано, Г. Уфуэса, Э. Гуссерля и К. Штумпфа, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 16, СПБ, 1914; Festschrift С. Stumpf zum 75. Geburtstag, в сб.: Psychologische Forschung, Bd 4, В., 1923; Köhler W., С. Stumpf zum 21. April 1928, "Kantstudien", 1928, Bd 33, H. ½; Hartmann Ν., Gedächtnisrede auf С. Stumpf, В., 1937.

Д. Ляликов. Москва.

В начало энциклопедии