Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ШТЕРН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ШТЕРН

ШТЕРН (Stern), Вильям (29 апр. 1871 - 27 марта 1938) - нем. психолог и философ, развивавший своеобразный вариант персонализма, связанный с установками философии жизни. Учился у Эббингауза в Берлине, преподавал в ун-тах Бреславля (1897-1915) и Гамбурга (1915-33), где основал Психологич. ин-т, занимающийся в основном вопросами детской и педаго-гич. психологии. В 1933 с приходом к власти Гитлера Ш. эмигрировал в США, был проф. Дьюкского ун-та (Дарем, Северная Каролина). Работы Ш. охватывают ряд (в т.ч. впервые им выделенных и исследованных) областей прикладной психологии: такова судебная психология, в частности вопрос о достоверности свидетельских показаний. Ш. одним из первых начал применение тестовых испытаний, ввел понятие коэффициента умств. одаренности. Особую известность получили работы Ш. по детской психологии ("Psychologie der frühen Kindheit", Lpz., 1914; 7 Aufl., Hdlb., 1952; является классической). В психологии Ш. выступал за изучение личности как конкретного целого, утверждая недопустимость и неадекватность расчленения субъекта на изолированные психические функции и невозможность выделения "элементов" сознания.

Свою филос. систему Ш. именует "системой критического персонализма" ("Person und Sache", Bd 1-3, Lpz., 1906-24); мир рассматривается как иерархич. система "личностей" различных ступеней (взрослый человек, ребенок, животное, растение, кристалл), однако сама "личность" в понимании Ш. теряет свою личностную сущность, т.е. автономность и самоценность, выступая как "интегральная целостность". Эта "психофизически нейтральная" "личность" (точнее, "персона" - Person). отличает персонализм Ш. от идеалистических (спиритуалистических) концепций персонализма, согласно к-рому личность есть духовная сущность. По Ш., сущностью личности является целенаправленная деятельность, что отличает личность от "вещи", лишенной внутр. активности и детерминированной извне. Различие личности и вещи не есть различие тела и духа (тело и дух, по мысли Ш., суть одинаково мысленные конструкции, результат абстракции). Вещью становится личность низшего порядка, входя в состав более высокой как ее подчиненная часть или орган. К формам вещных отношений относятся такие категории, как каузальность, тождественность, униформизм, а равно пространство и время, имеющие характер общих законов, направленных на отрицание конкретно-личного. В своей "телеомеханике" Ш., стремящийся преодолеть дуализм каузально- механистического и целенаправленно-личностного подходов в психологии, выводит эти формы существования вещи как производные от первичной активности личности. В своей этике ("Person und Sache", Bd 3) Ш. наряду с иерархией ценностей, соответствующих личностям разного порядка, развивает учение об "излучающей ценности" (Strahlwert), к-рая, исходя из личности высшего уровня, служит и самоутверждению др. личностей, не превращая их только в орудие или средство овеществления (иск-во, религия и др.). Учение Ш., явившееся развитием ряда положений монадологии Лейбница (но лишенное у Ш. теистич. предпосылок), занимает изолированное место в нем. философии нач. 20 в. и остается малоизученным. Позднейшие аналогии к философии Ш. можно найти в холизме Я. Смэтса и др. (см. Организмические теории).

Соч.: Allgemeine Psychologie auf personalistischer Grundlage, Haag, 1935.

Лит.: A history of psychology in autobiography, ed. С. А. Murchison, v. 1, Worcester-L., 1930, p. 335-88; Festschrift W. Stern zum 60. Geburtstag am 29. April 1931, Lpz., 1931.

Д. Ляликов, М. Роговин. Москва.

В начало энциклопедии