Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Щ"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Щ"

ЩЕГЛОВ

Николай Прокофьевич (1793 - 26 июня 1831) - рус. физик-материалист. С 1817 - адъюнкт-проф., с 1822 - экстраординарный проф. физики Санкт-Петерб. ун-та. Издавал (с 1824) журн. "Указатель открытий по физике, химии, естеств. истории и технологии", а также газету (с 1830) "Северный муравей". Щ. считал природу "...совокупностью всех вещей, чувствами постигаемых" и состоящих из материи (см. "Основания общей физики", СПБ, 1824, с. I), и подвергал критике "пустословие" схоластич. философии, метафизику идеалистов нового времени. Процесс познания, по Щ., происходит в двух формах: "посредством о п ы т н о с т и" и путем "п р а в и л ь н о г о у м с т в о в а н и я" (см. тамже, с. III). Полемизируя с эмпириками, Щ. указывал на ограниченность "опытности": "...окончив опытные исследования, испытатель должен сообразить оные и посредством правильного суждения открыть происхождение наблюдаемых им явлений" (там же, c. V). В равной мере Щ. критиковал и абсолютизацию второй формы познания: вся история науки "...очень ясно показывает, что одни голые умствования в естествознании приводят большею частию к заблуждениям" (там же, с. 6). В связи с критикой Щ. априоризма (см. Априори) у него намечаются нек-рыо тенденции к агностицизму и позитивизму: отрицая априорные гипотезы, Щ. отказывается от познания сущности вещей, "...способов взаимного влияния... вещественного на невещественное..." и т.п., считая в то же время познаваемыми "законы", "качества", "взаимные отношения" (см. тамже, с. XIX, 2,31). Моменты агностицизма у Щ., видимо, могут быть объяснены также и терминологич. нечеткостью ученого, требующего, чтобы выводы делались только на твердом экспериментальном основании, а "предположения" выдвигались лишь такие, "кои можно бы было пробовать на оселке опытности" (там же, с. 7).

Лит.: "Северная пчела", 1831, No 151, с. 1-2; "Записки ученого комитета Гл. морского штаба", 1831, ч. 7, с. 323-27.

З. Каменский. Москва.

ЩЕПАНЬСКИЙ

ЩЕПАНЬСКИЙ (Szczepański), Ян (р. 14 сент. 1913) - польский социолог. Проф. (с 1951) ун-та в Лодзи, зав. кафедрой социологии пром-сти Лодзинского ун-та, действит. член Польской АН (с 1965). Директор Ин-та философии и социологии Польской АН (с 1968). В 1966-70 президент Междунар. социологич. ассоциации. В 1957-60 - депутат сейма, руководил комиссией по делам высшего образования и науки.

Щ. принадлежат труды по теоретич. социологии, истории социологии, социологии высшего образования, социальной структуре польского общества. Щ. - организатор конкретных социологич. исследований в ПНР. Руководит (с 1958) изданием "Исследование положения рабочего класса и интеллигенции" ("Z badán klasy robotniczej i inteligencji", t. 1-24, Lodz, 1959-1966). На основе курса лекций издал кн. "Элементарные понятия социологии" (Warsz., 1963; рус. пер., М., 1969), выполняющую роль учебника. Щ. исследует социальные отношения и обществ. формы, в к-рых они объективизируются: социальные институты, социальные группы и общности, социальные процессы, вызываемые изменениями в социальных отношениях. В качестве предмета социологии Щ. выделяет в системе всех обществ. отношений особую область социальной жизни, к-рая не тождественна со сферами экономической, политической и духовной жизни общества, а сопряжена с ними либо как со своей основой, либо как со своим продуктом.

Книга Щ. "Социология. Развитие проблематики и метода" ("Socjologia. Rozwoj problematyki i metod", Warsz., 1961) является первой в польской социологич. лит-ре попыткой создать учебник истории социологии. Щ. излагает развитие осн. социологич. школ и направлений согласно принятым в них онтологич. и методологич. основаниям.

Итогом многолетней педагогической и организаторской деятельности Щ. на поприще высшего образования является его кн. "Социологич. проблемы высшего образования" ("Socjologiczne zagadnienia wyzszego wyksztalczenia", Warsz., 1963), представляющая собой основанную на эмпирич. исследованиях разработку теории воспитания в высших уч. заведениях. Осн. положением теории воспитания, разрабатываемой Щ., является понятие "воспитательного отношения" между профессурой и студенчеством, включающее выполнение взаимных обязанностей. Щ. анализирует совокупность условий, обеспечивающих успешное осуществление задач высшего образования.

Соч.: Inteligencja i społeczeństwo, Warsz., 1957; Zagadnienia socjologii wspołczesnej, Warsz., 1965.

E. Осипова. Москва.

ЩЕРБАТСКОЙ

Федор Ипполитович (19 сентября 1866 - 18 марта 1942) - рус. исследователь буддийской философии. Окончил Царскосельскую гимназию и историко- филологич. фак-т Петерб. ун-та, в к-ром с 1900 работал приват-доцентом кафедры санскритологии фак-та вост. яз. В 1910 совершил науч. путешествие в Индию. В 1918 избран действит. членом Росс. акад. наук. В 1928-37 возглавлял созданный им Ин-т буддийской культуры.

Выделив три гл. периода в эволюции буддийского мировоззрения, Щ. исследовал значение дхармы как элемента бытия (в первом периоде), раскрыл негативный подход к познанию абсолюта в учении о нирване Нагарджуны (второй период), впервые познакомил европ. науку с критич. философией позднего буддизма (третий период). В своем обобщающем труде о буддийской логике Щ. сравнил ее выводы с параллельными мыслями античных, классических и современных европ. философов, показав сходство в решении мн. проблем (реальности, чувств, восприятия, теории логич. суждения, законов противоположностей и др.) и большую последовательность инд. т. зр. по нек-рым вопросам (дихотомич. классификации категорий, фигур силлогизма) по сравнению с традиционной европейской. Щ. заложил основы сравнит, изучения западной и инд. философии. Исследование буддийской логики и теории познания было предпринято Щ. в надежде содействовать начинавшемуся пересмотру осн. положений этих дисциплин в европ. философии. Щ. осуществил образцовые издания и переводы осн. соч. Дхармакирти и др. позднебуддийских философов с санскрита и тибетского языка на рус. и англ. яз.

Соч.: Логика в др. Индии, "Записки Вост. отд. Рус. археологич. об-ва", 1902, т. 14; Буддийский философ о единобожии, там же, 1904, т. 16; Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1-2, СПБ, 1903-09; Учение о категорич. императиве у брахманов, "Сб. Музея антропологии и этнографии Российской АН", 1918, т. 5, вып. 1, 2; The soul theory of the Buddhists, "Изв. Российской АН. 6 серия", 1919, т. 13, No 12-15 и 16-18; К истории материализма в Индии, "Вост. записки Ленингр. ин-та живых вост. языков", 1927, т. 1 (перепечатано в сб.: Избр. труды рус. индологов-филологов, М., 1962); The central conception of Buddhism and the meaningof the word "Dharma", L., 1923; The conception of Buddhist Nirvana, Leningrad, 1927; Buddhist logic, v. 1-2, Leningrad, 1930-32; The doctrine of the Buddha, "Bulletin of the School of Oriental Studies", 1932, v. 6, pt 4; Die drei Richtungen in der Philosophie des Buddhismus, "Rocznik orjentalistyczny", 1934, t. 10.

Лит.: Иванов В. В., Ф. И. Щербатской, "Народы Азии и Африки", 1966, No 6; Shastri D. Ν., Contribution of Th. Stcnerbatsky to Indian philosophy, "The Modern Review", Calcutta, 1953, v. 93, No 2.

В. Ивáнов. Москва.

ЩИПАНОВ

Иван Яковлевич (р. 11 сент. 1904) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1953), профессор (с 1954). Член КПСС с 1927. Окончил МИФЛИ в 1938, там же аспирантуру в 1941. С 1938 - на преподават. работе. С 1947- зав. кафедрой истории философии народов СССР филос. фак-та МГУ. Область науч. деятельности - история рус. и марксистско-ленинской философии.

Соч.: Материалистич. воззрения В. Г. Белинского, в кн.: Великий рус. мыслитель В. Г. Белинский, М., 1948; Обществ.-политич. и филос. взгляды А. Н. Радищева (1749-1802), М., 1950; Из истории рус. философии, М., 1951 (соавтор); Из истории рус. философии 18-19 вв., М., 1952 (соавтор); Рус. материалистич. философия 18-19 вв. и ее историч. значение, М., 1953; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1-2, М., 1955-56 (соавтор); История философии, т. 1, М., 1957, гл. 9, § 1,7; т. 2, М., 1957, гл. 4, § 3; т. 5, М., 1961, гл. 7, § 1; Против совр. фальсификаторов истории рус. философии, М., 1960 (соавтор); Нек-рые принципиальные вопросы истории рус. философии, М., 1967; История философии в СССР, т. 1, М., 1968; т. 2, М., 1968; т. 3, М., 1968 (соавтор); Вступит. статьи к книгам: Радищев А. Н., Избр. филос. и обществ.-политич. произведения, М., 1952; Избр. социально-политич. и филос. произведения декабристов, т. 1-3, М., 1951; Избр. произведения рус. мыслителей второй половины 18 в. т. 1-2, М., 1952; Рус. просветители (от Радищева до декабристов), т. 1-2, М., 1966.

Предыдущая страница Следующая страница