Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ИБН СИНА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИБН СИНА

Абу Али [латинизированное - А в и ц е н н а (Avicenna)] (p. около 980 - ум. 18 июня 1037) - философ, врач, естествоиспытатель и поэт народов Ср. Азии. Род. в с. Афшана близ г. Бухары. В Бухаре прошла юность и началась науч. и врачебная деятельность И. С. После падения гос-ва Саманидов И. С. переехал (в 1002) в столицу Хорезма Гургандж (Ургенч), где жил при дворе хорезмшаха. С 1012 И. С. - в Иране, жил в Исфахане и Хамадане, был придворным врачом и визиром (министром) у правителя Хамадана. Похоронен в Хамадане. Предположения нек-рых авторов о том, что И. С. жил в Испании, лишены историч. основания.

Выражая прогрессивные тенденции науки своего времени, И. С. стремился возродить интерес к изучению природы, оживить исследоват. мысль, находившуюся в тисках богословия. Способствуя возрождению античной филос. мысли, опираясь на философию Аристотеля, используя также элементы неоплатонизма, И. С. критически переработал достижения предшествующей науки и привел совр. ему знания в систему. Важнейшие соч. И. С. ("Медицинский канон", ч. 1-5, "Книга исцеления", ч. 1-18 и др.) получили широкую известность на Востоке и в Европе. На родном языке дари (на котором говорили предки совр. тадж. народа) И. С. написал краткую филос. энциклопедию "Книга знания" ("Даниш-намэ", 1936-37, рус. пер. 1957). Труды И. С. оказали влияние на последующее развитие как арабоязычной, так и европ. филос. и науч. мысли эпохи феодализма.

Филос. взгляды И. С. противоречивы: материалистич. тенденции сочетались в них с теолого-идеалистич. положениями. Мир, полагал И. С, возникает путем эманации ("истечения") из божества, но не по воле бога, а в силу непреложной необходимости. Бог безличен; мир материален и так же вечен, как и сам бог. "Бытие, - писал И. С. в "Даниш-намэ", - не имеет границ", оно "изначально разделяется на субстанцию и акциденцию". Источник существования субстанции надо искать в ней самой, ибо она есть сущность природы. И. С. утверждал, что "нет абстрактной телесной формы без материи"; "телесная форма содержится в самой материи, и тело образуется из этой материи". Движение потенциально заключено в материи, оно означает видоизменение тела и его нельзя объяснить "толчком". "Движение, - писал И. С. в соч. "Наджат", - это то, что понимается под состоянием тела, когда оно видоизменяется, начиная со склонности, пребывающей в нем; это переход от потенции к действию, который совершается непрерывно, не одним только толчком". Природные явления причинно взаимосвязаны; в мире царит естеств. закономерность. Вопрос о значении органов чувств И. С. решал наивно-материалистически, однако разум он идеалистически отрывал от материального субстрата, а "разумную душу" считал бессмертной.

И. С. создал оригинальную классификацию наук. Все науки он разделил на практические, трактующие проблемы поведения человека, и теоретические, где исследование ведется ради знания. Практич. науки делятся на науку об управлении городами, науку о поведении человека в отношении своего дома, жены, детей и имущества (наука об управлении хозяйством) и науку о самом человеке. В состав теоретич. наук входят "первая" ("высшая") наука (учение, об абс. бытии), "средняя" наука (математика, астрономия, музыка) и "физика", в к-рую И. С. включил весь круг естеств.-науч. знаний своего времени. Каждую из теоретич. наук И. С. подразделял еще на чистые (или первичные) и прикладные (или вторичные) науки. Напр., к чистой физике он отнес учение о материи, форме, движении, о минералах, растениях, животных и т. д., а к прикладной физике - медицину, астрологию, физиономику, объяснение снов, алхимию и "науку" о волшебстве. Идеалистически переоценивая значение "первой" науки, изучающей абс. бытие, И. С. противопоставлял ее др. наукам, изучающим конкретные явления материального мира. Он признавал существование мира идей отдельно от мира вещей.

Развивая и популяризируя логич. учение Аристотеля, И. С. стремился вывести логич. формы из бытия, настаивал на логич. строгости построений и точных методах доказательства. Он разрабатывал вопросы о единичном и общем, о логич. ошибках, о суждениях (к-рые он разделял на категорические, условно-соединительные и условно-разделительные), о силлогизме и др.

Признавая бога и религию, но расходясь с нек-рыми догмами ислама, И. С. заслужил репутацию вольнодумца; он подвергался преследованиям со стороны реакц. мусульм. духовенства. И. С. выдвигал положение о возможности самостоят., раздельного существования религии и философии, о независимости философии как науки, основанной на достижениях человеч. разума. Критикуя рутину и косность, высмеивая духовенство, И. С. требовал установления справедливости, к-рую почитал лучшим украшением человеч. поступков.

Крупнейшее из медицинских сочинений И. С. - "Медицинский канон" - в течение 5 веков считалось важнейшим руководством для врачей. В старинных рус. медицинских рукописях имя И. С. встречается наряду с именами Гиппократа и Галена. Изучая причины различных заболеваний, И. С. - придавал большое значение действию внешних факторов на организм. Развивая медицину, И. С. подверг критике распространенное в ср. века мистич. учение астрологов о влиянии созвездий на судьбу человека, на течение и исход болезни.

И. С. писал на языке дари стихи в форме нар. четверостиший (рубои).

А. Богоутдинов. Душанбе.

Соч.: Traités mystiques. Texte arabe, publ. par M. A. F. Mehren, fasc. 1-4, Leyden, 1889-99; Die Metaphysik, übers, und erläutert v. M. Horten, Halle/S. - N. Y., 1907; A treatise of the canon of medicine..., transi, into English by О. С Gruner, L., 1930; Kitab u'š-šifā - sifa, в кн.: Εrlanger R. d', La musique arabe, t. 2, P., 1935; Anawati G. C., Essai de bibliographie Avicennienne, Le Caire, 1950 (на араб, яз.); Livre des directives et remarques (Kitāb al-'išărāt wa 1-tanbīnāt), P., 1951; в рус. пер. - Канон врачебной науки, кн. 1-5, Таш., 1954-60; Избр. проняв, мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв., М., 1961, с. 217-86.

Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 85-87; История философии т. 1, М., 1941, с. 441-45; История философии, т. 1, М., 1957, с. 243-45; Якубовский А. Ю., Время Авиценны, "Изв. АН СССР. Отд. обществ. наук", 1938, No 3; Борисов А. Я., Авиценна как врач и философ, там же, No 1-2; Бертельс Е. Э., Авиценна и персидская литература, там же; Факторович П. М., Великий бухарский ученый Ибн-Сина (Авиценна), Самарканд, 1941; Богоутдинов A. М., Выдающийся памятник философской мысли таджикского периода, "Вопр. философии", 1948, No 3; Быховокий Б. Э., Философское наследие Ибн-Сины, там же, 1955, No 5; Асмус В., Абу Али Ибн-Сина. [К 1000-летию со дня рождения Авиценны], "Новый мир", 1952, No 6; Семенов Α. Α., Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна), 2 изд., Душанбе, 1953; Ибн-Сина. Материалы научн. сессии АН УзССР, посвящ. 1000-летнему юбилею Ибн-Сины, Таш., 1953; Невский B. Α., Великий таджикский врач Абу-али Ибн-Сина (Авиценна). Библиография, [Душанбе, 1957]; Григорян C. Н., Великие мыслители Средней Азии, М., 1958; Закуев А. К., Психология Ибн-Сины, Баку, 1958; Смирнова-Ракитина В. Α., Авиценна. (Абу-Али Ибн Сина), М., 1958; Carra de Vaux В., Les grands philosophes. Avicenne, P., 1900; Goichon A.-M., La distinction de l'essence et de l'existence d'après Ibn Sina (Avicenne), P., 1938; ее же, La philosophie d'Avicenne. Et son influence en Europe médiévale, P., 1944; Amid M., Essai sur la psychologie d'Avicenne, Gen., 1940; Millenaire d'Avicenne (Abou Ali Ibn Sina), Le Caire, 1951; Winter H. J. J., The life and thought of Avicenna..., Bangalore, 1952; Gardet L., La connaissance mystique chez Ibn Sînâ et ses présupposas philosophiques, La Haye, 1952; Avicenna-scientist and philosopher. A millenary symposium. Ed. by G. M. Wickens, L., 1952; Сzerniński Α., Avicenna, [2 wyd.], Warsz., 1953; Ley H., Avicenna, В., 1953; Nafisi S., Bibliographie des principaux travaux européens sur Avicenne, Teheran, 1953; Соrbin Η., Avicenne et le récit visionnaire, t. 1, 2 éd., P., 1954; Avicenna commemoration volume, Calcutta, [1956]; Avicenna nella storia délia cultura medioevale, Roma, 1957; Avicenne. Le Livre de Science, t. 2, P., 1958; Afnan S. M., Avicenna. His life and works, L., [1958]; Coichon A. M., Le récit de Hay ibn Yaqzön, P., 1959; Вertоla E., Studi e problemi di filosofia avicenniana, "Sophia", 1959, v. 27, M 3-4, p. 327-43; Avicenna's de Anima (Arabic text). Being the psychological part of Kitab al-Shifa. Ed. by F. Rahman, L., 1959; Duchateau F., Liste des sociétés savantes et littéraires de Belgique, Brux., 1960.

T. Гиммельман. Москва.

В начало энциклопедии