Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
АВГУСТИН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АВГУСТИН

АВГУСТИН (Augustinus) "Б л а ж е н н ы й" (Sanctus), Аврелий (13 нояб. 354 - 28 авг. 430) - христианский теолог, один из "отцов церкви" (у католиков); воззрения А. явились одним из гл. источников ранней схоластики. Род. в г. Тагасте, в Африке. В своем филос. развитии А. прошел неск. этапов. В течение 9 лет он был приверженцем манихейства, затем подвергся влиянию скептицизма. Решающую роль в духовном развитии А. сыграло знакомство с неоплатонизмом, послужившим ступенью к переходу в христианство. Став проповедником, А. был со временем (395) посвящен в епископы г. Гиппона (Сев. Африка). Учение А. легло в основу католицизма. В соч. "О граде божием" ("De civitate Dei", ок. 413-426) А. развил, по формулировке Плеханова, "теологическое понимание истории" - мысль о том, что "исторические события зависят от божественного провидения" (Избр. филос. произв., т. 2, 1956, с. 636). А. рассматривал жизнь общества как борьбу двух противоположных царств - грешного (языческого) и божественного. Первое воплощено в гос. учреждениях Римской империи, второе - в общине избранных, наделенных божеств. благодатью, т.е. в церкви. Их борьба приведет к окончат. победе церкви - к господству католич. религии. Не отрицая светской власти, А., по существу, признавал приоритет над ней власти духовной и в такой форме освящал гос. власть. Не считая рабство божеств. созданием, А., однако, призывал терпеть его, как и бедность, проповедовал аскетизм и веру в загробное блаженство. Это реакц. социально-политич. учение, к-рое широко использовал католицизм на всем протяжении своего существования, получало у А. общефилос. обоснование в теологич. учении. Именно эти идеи А. привлекают сторонников совр. идеализма и реакц. бурж. социологии (амер. неотомист Эрик Пшивара и др.). В борьбе с языч. философией А. защищал христианские догматы и выдвинул неск. "доказательств" бытия божия, в т.ч. и то, к-рое позже было названо "онтологическим" (см. Бог), по к-рому бытие бога обосновывается из идеи его всесовершенства. На этом мистич. учении покоится и онтология А., близкая к неоплатонизму: бог не только сотворил мир, но и творит его непрерывно; сотворенными являются материя, время и пространство, душа. Выступив против скептицизма, А. принимал постулат о том, что для блаженства необходимо обладать истиной. Основой всякого знания А. считал самодостоверность сознания, т.е. ощущений, чувств, мыслей, стремлений и т.д., и доказывал, что вместе со знанием дано не только его содержание, к-рое может быть подвергнуто сомнению, но и реальность воспринимающего субъекта. Углубление в себя приводит к истине, заключающейся в душе, а эта истина, в свою очередь, приводит к богу. В согласии с неоплатониками А. развивал мистич. учение о том, что "бытие" всеобщих истин должно быть мыслимо как бытие идей в боге.

Соч. А. явились основой разработки схоластич. философии и служили одним из источников изучения антич. философии, гл. обр. Платона и неоплатоников, а также Аристотеля.

А. - автор трактата по эстетике "О прекрасном и пригодном" ("De pulchro et apto"). Примыкая к идеям античной эстетики, А. развивал положение Аристотеля о том, что красота представляет собой единство в многообразии. В то же время А. рассматривал красоту Вселенной с позиций христианства как продукт целесообразной деятельности бога. Следуя за Платоном, А. считал, что красота, созданная богом, выше и лучше, чем красота, произведенная людьми. Иск-во является лишь слабым подражанием деятельности творца. В ряде трактатов ("О порядке" - "De ordine", "Против академиков" - "Contra academicos") A. требовал очищения красоты от плоти, проповедуя аскетизм и в области эстетики.

Соч.: Opera omnia, t. 1-11, P., 1864-65, Supplementum, p.,1877 (Patrologiae cursus compl., ser. latina .... accur. J.-P. Migne, t. 32-47); Opera, sect. 6, pt 3 - De libero arbitrio libri 3, W., 1956; Избранные сочинения Блаженного Августина, епископа Иппонийского, [пер. с лат.], ч. 1-4, М., 1786; Творения Блаженного Августина..., 2 изд., ч.. 1-7, Киев, 1901-1912.

Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 391-94; История философии, т. 1, М., 1957, с. 280-81; Герцен А. И., Собрание сочинений в тридцати томах, т. 3, М., 1954, с. 87, 181, 215, 219-20; Тpубецкой Е., Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке, ч. 1, М., 1892; Геpье В., Блаженный Августин, М., 1910; Аничков Е., Очерк развития эстетических учений, в сб.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 6, вып. 1, Харьков, 1915, с. 12-21; Попов И. В., Личность и учение Блаженного Августина, т. 1, ч. 1-2, Сергиев-Посад, 1916; Баскин М., Августин как теоретик католицизма. Труды Моск. ин-та истории, философии и литературы, т. 1, М., 1937; Nourrisson J. F., La philosophie de Saint Augustin, t. 1-2, P., 1865; Sehasler M. Kritische Geschichte der Aesthetik..., в его кн.: Aesthetik als Philosophie des Schönen und der Kunst, Tl 1, Abt. l, B., 1872, S. 250-52; Alfaric P., L'évolution intellectuelle de Saint Augustin, P., 1918; Große Denker, hrsg. von E. Aster, Bd l, 2 Aufl., Lpz., 1923; Holl K., Augustins innere Entwicklung, B., 1923; Marrou H., Saint Augustin et l'augustinisme, P., 1956; Fremantle Α., The age of belief, Boston - Camb., 1957; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, B., 1957 (см. Указатель имен).

А. Рубин. Москва.

В начало энциклопедии