Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ДАЙ ЧЖЭНЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДАЙ ЧЖЭНЬ

ДАЙ ЧЖЭНЬ (Д а й Д у н - ю а н ь) (19янв. 1723 - 1 июля 1777) - кит. ученый и философ-материалист. Автор многочисл. трудов по астрономии, математике, лингвистике и истории. Филос. проблемам посвящены соч. "О природе добра" ("Юань шань"), "Комментарии на Мэн-цзы" ("Мэн-цзы цзы и шу чжэн") и "Собрание сочинений Дай Дун-юаня" ("Дай Дун-юань цзи").

Д. Ч. дал материалистич. трактовку важнейшей категории дао, отмечая, что дао - это понятие, указывающее на реальные тела, а инь (отрицательное), ян (положительное) и пять первоэлементов (металл, дерево, вода, огонь и земля) представляют собой реальные тела дао ("Комментарии на Мэн-цзы", цзюань 1). Являясь "сущностью" вещей, дао беспрестанно изменяется, за рождением следует смерть, за смертью - рождение; дао и есть то, благодаря чему образуются и изменяются небо и земля ("О природе добра", цзюань 1). Категорию ли Д. Ч. рассматривал как "порядок", доступный познанию, и выступал против идеалистич. концепции сунских философов Чэн И и Чжу Си, согласно к-рой ли является идеальной первоосновой мира.

Рассматривая природу ("естественное"), Д. Ч. полагал, что ей присущ закон "необходимости". Правильно постигнутая природа (естественность) и является необходимостью. "Необходимость и естественность - это не две различные вещи. Полное и до конца постижение естественного, и притом без погрешностей - это и будет необходимость" ("Сюйянь", Вступление, цзюань 1). Согласно Д. Ч., "отличие человека от животного в том и состоит, что человек может познать необходимость, а все животные в состоянии лишь следовать своей природе (естественному)" ("Комментарии на Мэн-цзы", цзюань 1). Д. Ч. считал ощущения (цзюэ) и разум свойством телесного жизненного склада (нэн) человека. Когда способности ощущения нормальны и согласуются с качествами "вселенной", тогда разум достигает наивысшего совершенства (см. "Дай шии шу"- "Сочинения, оставленные Дай Чжэнем", раздел Вэньцзи, III, 10, 1). Сравнивая познание со светильником, освещающим вещи, Д. Ч. считал, что освещенность предметов зависит также и от них самих. Т. к. ошибки и заблуждения, по словам Д. Ч., происходят от человеч. темноты, то, чтобы избежать их, необходимо просвещение, к-рое восполнит недостатки разума и приведет к мудрости.

Вопросы социальной жизни Д. Ч. решал как гуманист. Он полагал, что строгое разделение между "законом неба" ("природы") и "людскими желаниями" (голодом, тоской, дружбой, любовью), которое проводили Чэн И и Чжу Си, противоречит истине, так как в действительности закон природы (ли) содержится в человеческих желаниях; ли и есть человеческие чувства. Нет ничего, что не соответствовало бы человеческим чувствам и в то же время соответствовало ли ("Комментарии на Мэн-цзы", цзюань 1).

Д. Ч. считал, что в понимании сунского конфуцианства ли (закон) служил орудием в руках господствующих классов, посредством к-рого они делили людей на знатных и подлых, старших и младших, высших и низших, устанавливали определенные порядки для подчинения угнетенных. "Поздние конфуцианцы посредством ли убивают людей" (там же). Своим протестом против феодального режима и борьбой против идеализма Д. Ч. оказал значительное влияние на прогрессивных мыслителей Китая 19 в.

Лит.: Хоу Вай-лу, Чжунго цзаоци цимэн сысян ши (История раннего просветительства в Китае), Пекин, 1956; Радуль-Затуловский Я. Б., Дай Чжэнь - выдающийся китайский просветитель, "Вопросы философии", 1954, No 4.

Жун Чжао-цзу. Китай.

В начало энциклопедии