Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ДЖЕФФЕРСОН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДЖЕФФЕРСОН

ДЖЕФФЕРСОН (Jefferson), Томас (13 апр. 1743 - 4 июля 1826) - амер. просветитель, возглавлявший левое крыло бурж. демократов в нац.-освободит. движении против Англии. В 1774 за революц. памфлет против Георга III заочно приговорен в Англии к смертной казни. Автор Декларации независимости (1776). В 1786 был принят предложенный Д. статут о религ. свободе, лишавший англиканскую церковь привилегий гос. религии и оказавший влияние на включение в 1787 во вторую конституцию США положения об отделении церкви от гос-ва. В 1785-89 Д. - посол в Париже, очевидец начала революции и ее сторонник. Будучи в 1790-93 гос. секретарем в пр-ве Вашингтона, проводил политику оказания революц. Франции политич., дипломатич. и продовольств. помощи; в 1793 дал оправдание якобинского террора (см. письмо к В. Шорту в кн.; Th. Jefferson, Selections from his writings, N. Y., 1943, p. 63-65). В Париже Д. - участник кружка вдовы Гельвеция, друг Кабаниса, Кондорсе, Вольнея, Дюпон де Немура. В 1796 Д. - президент Амер. филос. об-ва. Президент США в 1801-09. Установил впервые Дипломатич. отношения с Россией. После 1809 занимался просветительской деятельностью, основав в 1819 Виргинский ун-т, независимый от церк. опеки.

На филос. и социологич. взгляды Д. наибольшее влияние оказали Гаррингтон, Локк, Руссо и Мабли, а также англ. философы-материалисты 18 в. Вслед за Толандом, Гартли, Пристли Д. придерживался деизма, критикуя теорию атеистов о вечности Вселенной, как не объясняющую наличия в мироздании "плана, совершенного искусства и безграничной силы, наблюдаемой в любом из атомов творения" (Memoirs, correspondence and private papers of Th. Jefferson..., v. 4, p. 371). Понятие "творца", к-рого он считал создателем "всех вещей из материи и движения", Д. часто отождествлял с природой. Однако акт творения не устранял, по его мнению, дальнейшей самостоят. эволюции мира. Мышление, вслед за Пристли, он рассматривал как свойство особой организации материи (там же, р. 340).

Критикуя англ. деистов, Д. требовал свободы верить или не верить и защищал атеистов в их неверии, считая Дидро, Д'Аламбера, Гольбаха людьми, превосходящими других в своей морали. Отвергая необходимость религ. санкции морали, Д. относил моральный инстинкт к числу врожденных идей, хотя и критиковал натуралистич. т. зр. Гельвеция на ее происхождение за то, что Гельвеций недооценивал обществ. характер моральных норм (см. письмо к Т. Лоу, в кн.: Complete Jefferson..., Ν. Υ.-Toronto, 1943, p. 1032-34).

В понимании обществ. явлений Д. стоял на позициях теории естественного права. Политич. идеалом Д. была демократич. республика мелких землевладельцев.

В Декларации независимости Д. утверждал, что все люди созданы равными (перед законом), что правительства учреждаются для обеспечения естеств. и неотъемлемых прав людей на "жизнь, свободу и стремление к счастью", что источником их власти является согласие управляемых. Когда данная форма власти становится гибельной для осуществления этих целей, не только правом народа, но и его обязанностью является создание новой формы власти для своей безопасности и счастья. Этим Д. обосновывал право народа на революцию.

Подобно Руссо, Мабли, Пейну, Д. относил собственность не к числу естеств. и незыблемых прав, а к числу прав гражданских, связывал ее с трудом и рассматривал как институт, исторически преходящий. Декларация имела влияние при составлении франц. Декларации прав и на обществ. движение в США в 19 в. за отмену рабства. Революц. потрясения были, по Д., необходимыми периодически (каждые 20 лет).

Амер. революцию Д. считал незавершенной и предсказывал неизбежность новых революц. потрясений, французскую - рассматривал как первую главу в истории революции во Франции. Он выдвигал теорию непрерывного развития революции по мере распространения просвещения, дающего народу возможность осознания своих прав. "Всеобщее развитие светоча науки, - писал он в 1826, - уже раскрыло перед всеми ту очевидную истину, что массы человечества не рождены с седлами на спинах, чтобы немногие привилегированные, пришпоривая, управляли ими с помощью закона и милостью божьей" (Memoirs..., v. 4, p. 452).

Соч.: The writings, v. 1-20, Washington, 1903-04; The papers of Thomas Jefferson, v. 1-14, Princeton (New Jersey), 1950-58 (изд. продолжается); The Declaration of independence; the evolution of the text..., Princeton, Pa-Oxf., 1945; The correspondence of Jefferson and Du Pont de Nemours..., by G. Chinard, Bait.-Md.-P., 1931; в кн.: Montesquieu Ch., Pensées choisies tirées du Common Place Book de Thomas Jefferson par G. Chinard, P., 1925; Volney et l'Amérique d'après des documents inédits et sa correspondance avec Jefferson [by G. Chinard], Baltimore, 1924; Jefferson et les idéologues d'après sa correspondance inédite avec Destutt de Tracy, Cabanis, J.-B. Say et Auguste Comte, par G. Chinard, P., 1925.

Лит.: История философии, т. 2, [M.], 1941, с. 450-51; История философии, т. 1, М., 1957, с. 608-12; Мижуев П. Г., Великий раскол англо-саксонской расы, СПБ, 1901; его же, Литературные факторы американский революции, "Русское богатство", 1900, No 5-8; Захарова М., О генезисе идей Томаса Джефферсона, "Вопр. истории", 1948, No 3; Фостер У. З., Очерк политической истории Америки, пер. с англ., 2 изд., М., 1955; Громаков Б. С., Государственно-правовые взгляды Томаса Джефферсона, "Советское гос-во и право", 1957, No 9; Vossler О., Die amerikanischen Revolutionsideale in ihrem Verhältnis zu den europäischen. Untersucht an Thomas Jefferson, Münch., 1929; The living thoughts of Thomas Jefferson. Presented by John Dewey, [N. Y., 1957].

M. Захарова. Москва.

В начало энциклопедии