Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МОПЕРТЮИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МОПЕРТЮИ

МОПЕРТЮИ (Maupertuis), Пьер Луи Моро (28 сент. 1698 - 27 июля 1759) - франц. математик, физик и философ; чл. Франц. академии наук (1723), с 1745 - президент Прусской академии наук. После посещения Англии в 1728 М. стал одним из первых энергичных проводников идей Ньютона, к-рые он защищал и разрабатывал в полемике с картезианством. Считая неприменимыми для объяснения всех явлений природы декартовский закон сохранения количества движения и лейбницевский закон сохранения "живой силы", М. в качестве универсального механич. закона Вселенной сформулировал принцип наименьшего действия, к-рый в уточненной и обобщенной форме явился одним из осн. принципов физики: "когда происходит в природе какое-нибудь изменение, то количество движения, употребленное для этого изменения, всегда является наименьшим из возможных" (Oeuvres..., t. 1, Lyon, 1756, p. 42-43). Согласно M., все законы движения могут быть выведены из этого принципа. Принцип этот является для М. наиболее убедит. доказательством существования всемогущего и всеведущего существа. При объяснении природы М. считал необходимым умеренное пользование конечными причинами (целями). Он занимал промежуточную позицию между последоват. деизмом и теизмом. Та же примирит. тенденция заметна в отношении М. к христианству, к-рое, по его мнению, полно непонятных догм и в то же время учит наиболее совершенной морали, способной сделать людей счастливыми.

Промежуточная позиция М. вызвала критику как со стороны теологов, недовольных его вольнодумством, так и со стороны противников христианства - атеистов и деистов.

В филос. взглядах М. имеются моменты, сближающие его с франц. материализмом 18 в. М. стремился преодолеть дуализм материи и духа, объяснить явления психики из свойств самой материи. Это привело его к крайним формам гилозоизма и органицизма. Для объяснения органич. жизни, по М., совершенно недостаточно ссылки на такие свойства материи, как протяженность, непроницаемость, подвижность, инерция, притяжение. Нужно предположить, что мельчайшим частицам материи, ее элементам принадлежат свойства, к-рые в людях называются желанием, отвращением, памятью, разумом. Характеризуя эту теорию, высказанную в работе "Система природы" ("Système de la nature", 1754) как "...наиболее соблазнительный вид материализма", Дидро вместе с тем отмечал необоснованность предположений М., полагая, что у элементов материи - органич. молекул - следует допустить лишь наличие неразвитой формы психики - чувства, "похожего на тупое и смутное осязание" (см. Избр. филос. произв., М., 1941, с. 124); на эту гипотезу Дидро обратил внимание Ленин (см. Соч., т. 14, с. 25 и 34). Критика М. идеалистич. монадологии Лейбница и вообще пристрастия философов к созданию законченных систем, защита им идей трансформизма, принятие локковского сенсуализма - все это также свидетельствует о материалистич. тенденциях в философии М.

Соч.: Ouvres, t. 1-4, Lyon, 1768.

Лит.: Дидро Д., Собр. соч., т. 1, М.-Л., 1935 (по указат. имен); Brunei P., Maupertuis, v. 1-2, P., 1929; Guéroult M., Dynamique et métaphysique leibniziennes, Strasb., 1934; Сrоmbie A. C., P.-L. Moreau de Maupertuis, précurseur du transformisme, "Revue de synthèse", 1957, No 5-6.

В. Зубов, В. Кузнецов. Москва.

В начало энциклопедии