Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МОДАЛЬНОСТЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МОДАЛЬНОСТЬ

МОДАЛЬНОСТЬ (от лат. modus - мера; способ, через позднелат. modalis - модальный) - понятие философии, логики и науки о языке. В домарксистской философии под М. (модальностями) обычно понимался способ (способы), каким нечто существует или происходит (о н т о л о г и ч е с к а я М.), или мыслится (гносеологическая и л о г и ч е с к а я M., M. с у ж д е н и я); при этом к онтологич. М. относились в о з м о ж н о с т ь или невозможность (бытия ч.-л.), д е й с т в и т е л ь н о с т ь (фактич. наличие вещей или явлений), необходимость или с л у ч а й н о с т ь (нек-рых процессов, явлений) и др., а к логическим М. (в одном из распространенных толкований) - понятия об онтологич. М. (т.н. м о д а л ь н ы е п о н я т и я) [или, соответственно, языковые образования, выражающие онтологич. М., - модальные выражения "необходимо", "возможно", "невозможно" и т.п. ], употребление к-рых в суждениях (высказываниях) приводит к различению последних по их "познавательной силе" (модальные высказывания, т.е. высказывания о возможном или вероятном, о необходимом, о случайном и т.п.).

Различие суждений по М. проводил уже Аристотель, к-рый разработал особую модальную силлогистику (см. "Аналитики", М., 1959, и "Об истолковании", в "Ж. мин-ва нар. просвещения, 1891, No 2); рассмотрение М. было продолжено учениками и комментаторами Аристотеля (в частности, Теофрастом и Эвдемом Родосским). Много внимания уделялось М. - онтологическим и логическим - в схоластич. философии и логике; так, в схоластической логике были сформулированы правила умозаключения от модального суждения большей "познавательной силы" к модальному суждению меньшей "познавательной силы"; от суждения о действительном к (имеющему то же, содержание) суждению о возможном (Ab esse ad posse valet consequenentia) и от суждения о необходимом к суждению о действительном (Ab opporte ad esse valet consequentia). В традиц. логику 19 в. подразделение суждений по М. вошло гл. обр. в том виде, какой ему придал Кант: в соответствии со своим учением о категориях он разделил все суждения на а с с е р т ο р и ч е с к и е (суждения действительности; от лат. assertio - высказывание), а п о д и к т и ч е с к и е [суждения необходимости; от греч. apodeitike (episteme) - наука, служащая доказательству ] и проблематические (суждения возможности). По Канту, М. суждения не добавляет ч.-л. к его содержанию: она выражает лишь способ, каким нечто утверждается или отрицается (судящий субъект, высказывая ассерторич. суждение, рассматривает нечто как действительное, высказывая аподиктическое - как необходимое, высказывая проблематическое - как возможное).

С т.зр. диалектич. материализма рассматриваемое в традиц. логике деление суждений по М. на суждения возможности (S возможно есть Р), действительности (S есть Р) и необходимости (S необходимо есть Р) имеет своей основой различие между объективно возможным, действительным и необходимым. В суждении возможности выражается возможность появления определ. явления. Ассерторич. суждение раскрывает факт (но не необходимость) наличия данного явления. Суждение необходимости выражает мысль о необходимом, закономерном явлении, процессе, отношении; при этом, если выражаемая в суждении необходимость обусловлена законами, установленными в естествознании или в науках об обществе, она наз. физической (причинной) необходимостью; если же основанием ее являются законы логики, то необходимость наз. логической. От суждений возможности (выражающих объективную возможность ч.-л.) следует отличать с у ж д е н и я в е р о я т н о с т и (или вероятностные суждения, вероятные суждения; в этом же смысле употребляется часто и термин "проблематическое суждение"), к-рые высказываются с известной степенью предположительности. Суждения вероятности применяются в случае неполной осведомленности о тех или иных обстоятельствах, а также при отсутствии твердого решения по к.-л. вопросу; часто они возникают при рассмотрении науч. вопросов, для определ. ответа на к-рые в наст. время нет необходимых данных (напр., "Планета Венера, вероятно, имеет очень слабое магнитное поле"). Суждения вероятности противопоставляются достоверным суждениям (см. Достоверность в логике). Их изучением занимается вероятностная логика.

Понятие М. используется также в науке о языке, где оно распространяется на более широкий круг логико-языковых явлений, чем в (традиционной) логике, охватывая не только модальности возможности, действительности и необходимости и не только такие свойства суждений, как вероятность и достоверность, но и разнообразные оттенки отношения высказывающего лица к содержанию своего высказывания (уверенность, сомнение) и к лицам, к к-рым высказывание обращено (желательность, просьба, побуждение). Для выражения этих М. в естественном языке используются разнообразные средства (употребление специальных модальных слов и частиц, грамматическая конструкция выражений, интонация и пр.).

В наст. время изучение разнообразных логич. и лингвистич. М. все больше входит в круг исследований математич. логики, логич. семантики и лингвистики математической (см. Модальная логика, Диспозициональный предикат, Номологические высказывания). В марксистской философии онтологич. М. и их отношения к логич. М. рассматриваются при анализе соответствующих категорий.

Лит.: Асмус В. Ф., Логика, [М. ], 1947, с. 87-91; Строгович М. С., Логика, [М. ], 1949, с. 169-72; Бакрадзе К., Логика, Тб., 1951, с. 216-20; Горский Д. П., Логика, М., 1954, с. 52-55; Логика, М., 1956, с. 100-103; Лукасевич Я., Аристотелевская силлогистика с точки зрения совр. формальной логики, пер. с англ., М., 1959, гл. 6-8; Modalität. Wörterbuch der philosophischen Begriffe, von R. Eisler, Bd 2, В., 1929, S. 157-59.

См. такжелит. при ст. Модальная логика.

Б. Бирюков. Москва.

В начало энциклопедии