Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ВИНКЕЛЬМАН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВИНКЕЛЬМАН

ВИНКЕЛЬМАН (Winckelmann), Иоганн Иоахим (9 дек. 1717 - 8 июня 1768) - немецкий просветитель, представитель классич. нем. эстетики. По образованию богослов; учился в Берлине (1735-36) и Галле (1738-40). Проректор гимназии в Зехаузене (Пруссия, с 1743). В 1748-1754 - библиотекарь у графа Бюнау (близ Дрездена), познакомился с соч. англ. и франц. просветителей (Шефтсбери, Монтескьё, Вольтер и др.). Приняв католичество, в 1755 переехал в Рим. С 1763 - главный антикварий Ватикана и "президент древностей". Первое значительное сочинение В. - "Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре" (1755); подлинное влияние его идей начинается с выходом "Истории искусства древности" ("Geschichte der Kunst des Altertums", 1764; на франц. яз. - 1766; итал. - 1779; англ. - 1850; рус. - 1890). Книга В. - первый образец науч. истории иск-ва, где рассматриваются не отд. мастера, а иск-во в целом, его возникновение, расцвет и упадок. Идеал В. - греч. скульптура эпохи Фидия, ее пластич. совершенство, уравновешенность и гармония, ее "благородная простота и спокойное величие" (Избр. произв. и письма, М.-Л., 1935, с. 107). Греч. иск-во идеально и возвышенно, оно предполагает облагораживание действительности, изгнание обыденного, смягчение или преодоление личных тревог, страстей и страданий. Причинами расцвета греч. иск-ва В. считал климат, гос. устройство и особенно политич. свободу. Благодаря ей греки смогли стать совершенными людьми; художники в Греции не зависели от частных лиц и от произвола правителей; их творчество "соответствовало величавому образу мыслей всего народа в целом" (там же, с. 267). В соответствии с этой идеей В. характеризует историю развития греч. иск-ва. "Высокий стиль", стиль Мирона и Фидия, связан с расцветом демократич. Афин в эпоху Перикла. До этого времени иск-ву недоставало завершенности ("древнейший стиль"), впоследствии же грация и утонченность возобладали над силой и героикой ("изящный стиль", после к-рого начинается упадок). Огромное влияние эстетики В. способствовало освобождению иск-ва от аристократич. манерности и догматич. канонов классицизма 17 в., где родиной иск-ва провозглашался императорский Рим, а живая античность подменялась собранием абстрактных правил.

Идеи В. создали эпоху в изучении античности и оказали воздействие как на эстетич. теорию (Гёте, Шиллер, Гердер, Ф. Шлегель и др.), так и на художеств. практику конца 18 - нач. 19 вв. (Гёте, Гёльдерлин, классицизм в иск-ве франц. бурж. революции).

В. впервые указал на общезначимость и непреходящую ценность греч. иск-ва и поэзии; в их классич. законченности и глубоко человечном содержании он увидел плод социальной гармонии, акт творчества свободного народа. Но внутр. драматизм и противоречия греч. истории и иск-ва не были им поняты. Метафизически идеализируя античность, В. считал др.-греч. иск-во образцом для всех времен и народов; созерцат. характер его учения сказался в трактовке антич. идеала как образа человека, отрешенного от житейских страстей и тревог. Эти стороны взглядов В. стали впоследствии основой для академизма, враждебного реалистич. иск-ву 19 в.

Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1-12, Donaueschingen, 1825-29; Briefe, Bd 1-4, В., 1952-57. В рус. пер.: Избр. произв. и письма. М.-Л., 1935; История искусства древности, Л., 1933.

Лит.: Мазурин К. М., Винкельман, его жизнь и сочинения, т. 1, М., 1894; Лифшиц М., Иоганн Иоахим Винкельман и три эпохи буржуазного мировоззрения, в его кн.: Вопросы искусства и философии, М., 1935; Justi К., Winckelmann. Sein Leben, seine Werke und seine Zeitgenossen, Bd 1-3, 5 Aufl., Köln, [1956]; Waetzoldt W., Johann Joachim Winckelmann, [3 Aufl.], Lpz., [1946]; Gerstenberg K., Johann Joachim Winckelmann und Anton Raphael Mengs, Halle, 1929; Schadewaldt W., Winckelmann und Homer, Lpz., 1941; Koch H., Winckelmann und Goethe in Rom, Tübingen, 1950; его же, Johann Joachim Winckelmann. Sprache und Kunstwerk, В., 1957.

Г. Фридлендер. Ленинград.

В начало энциклопедии