Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
БЭКОН ФРЭНСИС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БЭКОН ФРЭНСИС

БЭКОН Фрэнсис (Bacon), (22 янв. 1561 - 9 апр. 1626) - англ. философ-материалист, родоначальник англ. материализма, перенесший вместе с Локком "из естествознания в философию ...метафизический способ мышления" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 21). Младший сын Н. Бэкона, лорда-хранителя печати. Закончил образование в Кембридже (1575). В 1584 Б. был избран в парламент. С 1617 - лорд-хранитель печати при короле Якове I, затем - лорд-канцлер, барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 Б. был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве, осужден и отстранен от всех должностей. Вскоре помилованный королем, Б. не вернулся на гос. службу и последние годы жизни посвятил науч. и лит. работе.

Науч. и политич. деятельность Б. проходила в период, к-рый Маркс называл "прологом английской революции" ("Архив Маркса и Энгельса", т. 8, 1946, с. 95), и отвечала потребностям растущей буржуазии и обуржуазившегося "нового дворянства", заинтересованных в росте производства, технич. усовершенствованиях, развитии наук о природе. Философия Б., современниками к-рого были Шекспир, Бруно и Галилей, сложилась в атмосфере общего науч. и культурного подъема, к-рый охватил страны Европы, вставшие на путь капиталистич. развития. Ее появление означало освобождение науч. мысли от церк. догматики и схоластич. псевдоучености. Философия Б. явилась дальнейшим шагом в развитии материализма.

Еще в юности Б. задумал грандиозный план "Великого Восстановления наук" ("Instauratio Magna") и всю жизнь работал над его осуществлением. Первую часть этого труда составляет классификация существующих и возможных наук. Б. разделял все науки соответственно трем способностям, к-рые он приписывал человеч. разуму. Память лежит в основе истории, воображению соответствует поэзия, рассудок является источником философии, к-рую Б. делил на учение о боге, о природе и о человеке. Человек, по Б., познает природу непосредственно, бога - через природу, самого себя - путем рефлексии. Помимо этих частных наук, Б. относил к области желательного (desiderata) "первую философию", имеющую дело с понятиями, применимыми во всех областях знания. Важнейшее значение Б. придавал науке о природе, разделяя ее на теоретическую (исследующую причины) и практическую (дающую результаты).

Теоретич. наука включает физику, изучающую действующие и материальные причины, и метафизику, имеющую своим предметом формальные и целевые причины (фактически никакой роли в его учении не играющие). В практич. науках физике соответствует механика, метафизике - натуральная магия. Математику Б. считал вспомогат. наукой по отношению к физике.

Отстаивая устаревшую уже теорию двойственной истины, Б. требовал, чтобы религия не вмешивалась в область науки, но включал в философию "натуральную теологию" и признавал откровение равноправным источником знания (Собр. соч., ч. 1, СПБ, 1874, с. 236-238). Учение Б. "еще кишит ... теологическими непоследовательностями" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 143).

Основополагающая идея учения Б. состоит в том, что наука должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить его жизнь. Анализируя упадок наук ("Новый Органон", Л., 1935, с. 76), критикуя бесплодную схоластику и ее силлогистич. дедуктивный метод, а также схоластизированного Аристотеля, Б. видел цель познания в том, чтобы способствовать практич. деятельности людей (там же, с. 147 и 199; "Новая Атлантида", М., 1954, с. 32-43). Б. признавал возможность истинного знания как точного изображения бытия. Он высмеивал скептиков, к-рые "обращают бессилие своей науки в клевету против природы" ("Новый Органон", с. 156), но считал необходимым сомнение, расшатывающее ложные учения и суеверия.

Б. считал причиной заблуждений разума ложные идеи, к-рые он называл "призраками" или "идолами". Он насчитывал четыре вида "призраков". П р и з р а к и р о д а общи всем людям и являются искаженным отражением вещей в силу того, что человек примешивает к их природе свою собственную. П р и з р а к и п е щ е р ы вытекают из индивид. особенностей каждого человека. Призраки рынка - заблуждения, вытекающие из неверного использования слов. П р и з р а к и т е а т р а - ложные учения, завлекающие человека, подобно пышным театральным представлениям. Путь преодоления "призраков" - обращение к опыту и обработка его индукцией.

Чувства для Б. - основа всего знания, но он против эмпириков, к-рые, подобно муравью, только собирают попадающиеся на пути факты. Догматики или рационалисты, подобно пауку, тянут паутину мыслей из своего ума. Истинный же ученый берет пример с пчелы, извлекающей сок из цветов сада и поля и собств. умением преобразующей его в мед. Союз опыта и рассудка, по Б., - залог успеха познания и действия. Маркс писал, что для Б. "наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 142). Свой логич. метод "истинного наведения" Б. противопоставлял не только дедукции (не отвергая ее полностью, но считая ее негодной для получения новых истин), но и примитивной индукции через простое перечисление случайных признаков, способной дать лишь шаткие выводы.

Орудие познания и действия, по Б., - это новый метод истолкования природы, открытий и изобретений, опирающийся на планомерно поставленный эксперимент. Подчеркивая роль эксперимента, Б., однако, настаивал на том, чтобы различать "плодоносные" и "светоносные" опыты ("Новый Органон", с. 167); первые направлены на ближайшие результаты и упускают знание причин, к-рое одно только может быть основой подлинного могущества человека. Поэтому Б. призывал искать светоносные опыты, к-рые хотя "сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию причин и аксиом" (там же) и к-рые способны стать источником новых практич. открытий и изобретений. Это различение замазывают представители прагматизма (см. J. Dewey, Reconstruction in Philosophy, 1949, p. 52), неправомерно выдающие себя за последователей Б. Для Б. сила человека и его успех основаны лишь на истинном знании объективного мира.

Не будучи естествоиспытателем, Б. подчас неверно оценивал нек-рые открытия и научные идеи своего времени. Б. преуменьшал роль математики для естествознания; он отказывался признать истинность гелиоцентрич. системы Коперника (Собр. соч., ч. 1, СПБ, 1874, с. 252 и 288). Б., тем не менее, сумел уловить дух новой науки, понять, что она материалистична по своему существу и по методу основана на опыте. Учение Б. дало прочную материалистич. основу естествознанию. В этом смысле Маркс писал, что "настоящий родоначальник а н г л и й с к о г о материализма и всей современной экспериментирующей науки - это Б э к о н" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 142).

Влияние естествознания 17 в. на Б. сказалось в присущей его учению аналитич. тенденции, в стремлении разлагать все сложные вещи и явления на простые и сводить многообразие материи и движения к элементарным формам.

Анализ природы Б. вел по двум различным, хотя и нередко переплетающимся направлениям. В соответствии с духом естествознания своего времени Б. искал в вещах атомистич. структуру, с одобрением ссылался на Демокрита и доводил разложение материи до атома, "который является реальным существом, обладающим материей, формой, измерением, местом, силой сопротивления, стремлением..., движением и эманациями..." ("О принципах и началах", М., 1937, с. 65). Эта первая линия исследования, "принципов и начал" не получила у Б. окончат. завершения. Б. не считал, что мысленное разложение материи на бескачеств. однородные атомы способствует решению гл. практич. задачи науки - изменять природу тел и содействовать благосостоянию людей ("Новый Органон", с. 131-34). Понимание Б. материи не стало еще полностью механическим, как у Галилея, Декарта или Гоббса. Он понимал материю как объективное многообразие чувств. качеств, воспринимаемых человеком и нужных ему. У Б., говорил Маркс, "материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 143). Б. отвергал представление о материи как о пассивном, инертном начале. Материя полна у него внутр. активности (см. тамже, с. 142).

Вторая линия анализа Б. природы вела от чувств. свойств или "природ" к лежащим в их основе "формам". Пользуясь аристотелевско-схоластич. термином "формы", Б., однако, понимал под формой сущность, или основание, или закон образования данного свойства, сводящийся в конце концов к определ. конфигурации и движению более или менее мелких материальных частиц, составляющих тело. Так, "Форма" теплоты, по Б., - это особое движение незаметных для глаза частиц: "Тепло есть Движение распространения, затрудненное и происходящее в малых частях" ("Новый Органон", с. 245). Считая движение неотъемлемо присущим материи, Б. не сводил его лишь к механич. перемещению, но допускал по меньшей мере 19 качественно различающихся видов движения, давая им весьма причудливые наименования (см. тамже, с. 324-44). По мнению Б., природа может быть сполна разложена на конечное число форм и видов движения, в результате комбинирования к-рых образуются все вещи. В этом проявилась метафизичность взглядов Б.

Конкретная задача индукции, как ее понимал Б., состояла в отыскании форм. Этой цели должны служить предложенные им таблицы присутствия, отсутствия и степеней, т.е. определенные способы учета изучаемых свойств у отдельных предметов данного класса. Сопоставление этих таблиц позволяет обнаружить тот искомый признак, к-рый необходимо связан с исследуемым свойством, вызывает его, составляет его форму. Истинная индукция, по Б., включает и ряд др. приемов - "вспомоществований" разуму. Поскольку сбор примеров, заполняющих таблицы, требовал знания массы фактов, Б. считал важнейшей задачей науки их собирание и до конца жизни работал над составлением "Естественной и Экспериментальной истории", к-рая должна была явиться третьей частью "Великого восстановления".

Предложенная Б. техника индукции исходила из ошибочного предположения о возможности исчерпать "Естественной историей", все богатство явлений природы и свести их к огранич. числу форм. Хотя она не могла быть применена практически, заложенные в методе Б. идеи получили плодотворное развитие в системах индуктивной логики, особенно у Дж. С. Милля.

Социально-политич. взгляды Б., изложенные гл. обр. в "Опытах" и в "Новой Атлантиде", проникнуты стремлением укрепить положение буржуазии и "нового дворянства" и побудить монархию способствовать развитию капиталистич. отношений в стране. Б. отрицательно относился к крупному феод. дворянству и рекомендовал монарху держать его дальше от себя, опираясь на деятельные слои среднего дворянства. Б. высказывался за активную колониальную политику, не останавливающуюся даже перед войной. Видя в трудящихся массах постоянный источник смут и беспокойства, Б. рекомендовал для сохранения порядка применять к народу и его вождям обман, подкуп и прямое насилие.

Учение Б. оказало огромное влияние на последующее развитие науки и философии. Логич. метод Б. стал отправным пунктом развития индуктивной логики. Его материалистич. учение о природе и познании заложило основу материализма Гоббса, сенсуализма Локка и его последователей. Призыв Б. к эксперимент. изучению природы явился стимулом для естествознания 17 в. и сыграл важную роль в создании науч. организаций (напр., Лондонского королевского об-ва).

Классификация наук Б., несмотря на положенный в ее основу субъективный принцип разделения наук, сыграла большую положит. роль в истории науки и была принята франц. просветителями в качестве основы разделения наук в издававшейся ими "Энциклопедии".

Соч.: Opera omnia, [ed. J. В. Schönwetter...], Francf./M., 1665; The works of Francis Bacon..., by Mallet, v. 1-4, L., 1740; v. 1-5, L., 1765; The works of Francis Bacon..., ed. by B. Montagu, v. 1-16, L., 1825-36; v. 1-3, Phil., 1846; The works..., ed. by J. Spedding, R. L. Ellis and D. D. Heath, v. 1-14, L., 1857-74; Oeuvres de Bacon, introd. par M. F. Riaux, v. 1-2, P., 1851-52. Лучшим классическим изданием считается изд.: J. Spedding..., кроме указанного выше, - The philosophical works of Francis Bacon..., reprinted from the texts..., of Ellis-and-Spedding-ed. with an introd. by J. M. Robertson, L.-N. Y., 1905; Сокращения философии канцлера Франциска Бакона, т. 1, пер. с франц. В. Тредиаковского, в кн.: Житие канцлера Франциска Бакона, М., 1760; О мудрости древних из Бакона, "Утренний свет", 1780, май; О скептицизме. О воображении. О страстях. О перемене человеческих дел, там же, 1780, июнь; О добродетели, там же, 1780, июль; Пан или природа, "Друг юношества", 1809, сент.; Ученость, "Каллиопа", Сборник 1, М., 1815; Сирены, или Удовольствия, там же, Сборник 2, М., 1816; Учение, "Соревнователь просвещения и благотворения", 1824, No 7; Собр. соч. Бэкона, т. 1-2, пер. П. А. Бибикова, СПБ, 1874.

"Новый Органон" ("Novum Organum Scientiarum") - гл. филос. произведение Б., вторая (логич.) часть "Великого восстановления" ("Instauratio magna").

Хотя, как свидетельствует биограф Б. - В. Раули, "Новый Органон" переделывался автором до 12 раз, он был опубликован неоконченным. Название подчеркивает желание Б. противопоставить свое сочинение как орудие новой науки логич. трудам ("Органону") Аристотеля. Написанный в форме афоризмов, "Новый Органон" состоит из 2 книг: первая - преимущественно критическая, "разрушительная", направленная против схоластики, вторая - позитивная, излагающая логич. метод Б. "Новый Органон" переведен на все европ. и мн. др. языки. Первое издание вышло в 1620 в Лондоне на лат. яз. и включало также предисловие к "Естественной и Экспериментальной истории" (т.н. "Parasceve"); второе издание было опубликовано в Амстердаме в 1660. Первый перевод на англ. яз. был сделан в 1733 П. Шоу (Peter Shaw; в трехтомном собр. соч. Б. на англ. яз.), переиздано в 2 томах в 1802, 1818, следующий - В. Вудом, L., 1844: имеются изд.: Ν. Υ., 1901, [1937]. На франц. яз. - F. Bacon, Oeuvres, t. 1-6, Dijon, an. 8 [1800]; затем в сборниках (вместе с произв. Декарта и Лейбница) в Париже в 1840, 1847, 1857 гг.; на нем. яз. - Franz Bacon's Neues Organon, В., 1870; имеются издания в Италии (Bassano, 1788), в Венгрии (Будапешт, 1885, 1954), в Испании (Мадрид, 1933), в Чехословакии (Прага, 1922), в Румынии (Бухарест, 1957). В рус. пер. - Собр. соч., ч. 2, пер. П. А. Бибикова, СПБ, 1874, пер. С. Красильщикова, [Л.], 1935, Л.-М., 1938.

Лучшим считается издание под редакцией и с предисловием Т. Фаулера (Th. Fowler, Bacon's Novum Organum, Oxf., 1878, 1889).

Лит. о "Новом Органоне": Белый Б. и Силин Μ. Φ., Бэкон. Новый Органон, "Под знаменем марксизма", 1936, No 1; Городенский Н., Франциск Бэкон, его учение и энциклопедия наук, Сергиев Посад, 1915; Разбор "Нового Органона" дан в книге Фаррингтона (В. Farrington, Francis Bacon, philosopher of industrial science, Ν. Υ., 1949). "О достоинстве и усовершенствовании наук" ("De dignitate et augmentis Scientiarum", 1623) - значительно расширенный перевод на лат. яз. вышедшей на англ. яз. в 1605 работы Б. "О преуспевании знания" ("Advancement of Learning"). Опубликована в 1623 как первая часть "Великого восстановления наук", поскольку Б. не удалось написать первоначально задуманную работу "Разделение наук". 1-я книга является почти дословным переводом 1-й книги англ. издания и посвящена критике недооценки наук и доказательству их величайшего значения для человечества. Остальные 8 книг содержат классификацию и обозрение наук. Работа имеет большое методологич. значение и тематически дополняет "Новый Органон". Др. изд. на лат. яз. - Р., 1624; Argentorati, 1635; Lugdunum Batavorum, 1652; Amst., 1662; на англ. яз. - L., 1674; Edin., 1769; 1823; на франц. яз. - Neuf livres de la Dignité et de l'accroissement des sciences, P., 1632; P., 1634; L'artisan de la fortune, P., 1640; P., 1689 и др. На рус. яз. эта работа имеется только в весьма неточном переводе П. А. Бибикова (Собр. соч. Бэкона, т. 1, СПБ, 1874).

Лит.: Герцен А. И., Письма об изучении природы, Избр. философские произв., т. 1, [M.], 1948, с. 239-70; Либих Ю., Ф. Бэкон Веруламский и метод естествознания, СПБ, 1866; Mаколей Т. Б., Очерк жизни лорда Бакона, "Библиотека для чтения", т. 140, [ч. 2], СПБ, 1856; его же, Лорд Бэкон, Полн. собр. соч., т. 3, СПБ, 1862; Фишер К., Реальная философия и ее век. Франциск Бакон Веруламский, 2 изд., СПБ, 1870; Литвинова Ε. Φ., Φ. Бэкон. Его жизнь, научные труды и общественная деятельность, СПБ, 1891; Милонов К. К., Философия Фр. Бэкона, [М., 1924]; Быховский Б., Бэкон и его место в истории философии, "Под знаменем марксизма", 1931, No 6; Суслин М., Бэкон и его трактат "О принципах и началах", "Под знаменем марксизма", 1936, No 9; Субботник С., Ф. Бэкон, [Краткий очерк жизни и учения, М.], 1937; Тарасов Н. В., Ф. Бэкон..., "Тр. Воронежск. го с. мед. ин-та", 1940, т. 9; 1941, т. 11; Шупина В. М., Взгляды Фр. Бэкона на право, мораль и церковь, "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та", 1955, т. 22, вып. 2; Голосов В., Очерки по истории английского материализма XVII-XVIII веков, [Красноярск], 1958, гл. 1, 2; Church R. W., Bacon, L., 1884; Broad C. D., The philosophy of Francis Bacon, Camb., 1926; Fowler Th., Bacon, N. Y., 1881; Rémusat Ch., Bacón, sa vie, son temps, sa philosophie et son influence jusqu'á nos jours, [3] éd., P., 1865; Taylor Α. Ε., Francis Bacon, [A lecture], L., 1927; Gundry W., Francis Bacon, a map of days..., L., [1946]; Anderson F., The philosophy of Fr. Bacon, Chi., [1948]; Farrington В., Francis Bacon philosopher of industrial science, N. Y., [1949]; Gibson R. W., Francis Bacon, a bibliography of his works and of Baconiana to the year 1750, Oxf., 1950; Bacon Francis, в кн.: Encyclopaedia Britannica, L. [a. о.], 1955; Frost W., Bacon und die Naturphilosophie..., Münch., 1927.

M. Мельвиль. Москва.

В начало энциклопедии