Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
РАМЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РАМЕ

РАМЕ (Ramée), Пьер де ла (латиниз. Р а м у с - Ramus) (1515 - 26 авг. 1572) - франц. философ-гуманист. Выходец из бедной семьи, Р. сумел закончить Парижский ун-т. В магистерской диссертации (1536) Р. защищал тезис: "Все, что сказано Аристотелем, ложно". Преподавал во мн. учебных заведениях; за борьбу против схоластики был отстранен от преподавания, но в 1551 был назначен профессором Коллеж де Франс; его лекции пользовались огромным успехом. Переход в кальвинистский протестантизм (1561) навлек на Р. новые преследования, из-за к-рых он неск. раз был вынужден покидать Париж. Во время Варфоломеевской ночи Р. был зверски убит.

Как протестантский мыслитель, Р. требовал возвращения к "чистой" теологии Священного писания.

Роль Р. в философии определяется борьбой против схоластики, схоластизированного Аристотеля и выдвижением проблемы создания нового науч. метода. Выступая против авторитетов, Р. заявлял, что "нет никакого авторитета выше разума" ("Scholae mathematicae", 1569, I, III, p. 78), что "человек имеет в себе естественную способность познать все вещи" ("Dialectique", 1555, р. 69). Согласно Р., наблюдение и опыт - начальный этап познания; важнейшее значение в ускорении и облегчении познания имеет истинный метод, правила к-рого должны быть почерпнуты из изучения различных проявлений человеч. духа, гл. обр. из изучения антич. писателей и поэтов. Большой интерес проявлял Р. к математике, ценя ее за возможность практич. применения. Целью знания он считал установление господства человека над природой; логика призвана указать кратчайший путь к искусству изобретения. Сильный в критике схоластич. аристотелевской логики, Р. в позитивной части своей логики ("Установления диалектики" - "Institutiones dialecticae", P., 1543) в основном примыкал к Цицерону и Квинтилиану. Новым, в частности, является у него деление логики на две части: 1) понятие и определение, 2) суждение, умозаключение, метод.

В. Кузнецов. Москва.

Р. критиковал систему категорий Аристотеля на том основании, что она, по его мнению, не дает возможности классифицировать на ее базе логич. методы. Вместе с Валлой он порицал разрыв логики с риторикой. Через посредство Томазия Р. оказал нек-рое влияние на Лейбница как основоположника символич. логики (в частности, по вопросу об использовании нек-рых фигур силлогизмов для доказательства определ. правил т.н. обращения предложений). Много внимания Р. уделял проблеме т.н. "логических мест" (loci communes), т.е. обоснования или позиции, с к-рых ведется доказательство: он различал в этой связи 5 первичных и 9 производных "мест изобретения". По Р., вопрос об универсалиях - псевдопроблема, а содержание ср.-век. логич. трактатов "о свойствах терминов" (de terminorum proproetatibus) нуждается в максимальном упрощении. Настаивая на изучении в логике "естественного хода... мышления" (см. "Aristotelicae animadverbiones", P., 1543, Lib. 1, p. 7), он выступил предшественником логич. психологизма. Делая акцент на введении в логику раздела о ее методологич. основаниях, Р. оказал сильное влияние на структуру позднейших руководств по формальной логике и, в частности, на Пор-Рояля логику.

Н. Стяжкин. Москва.

Логика Р. и его взгляды в целом ("рамизм") быстро распространились не только в протестантских, но и в католич. странах (Италия и Испания). Сближение логики с риторикой (а не с опытом), характерное для Р., не было прямым путем ни к методу Бэкона, ни к методу Декарта. Оно оказало положит. влияние лишь косвенно (как критика схоластич. метода).

Соч.: Prooemium mathematicum, P., 1567; Collectaneae, P., 1577; Scholae In très primas liberales artes, p. 1-3, P., 1581-94; Scholarum physicarum, Francofurtl, 1583; Commentarlorum de religione christiana libri quatuor, Francofurti, 1583; Scholae metaphysicae, Francofurti, 1610.

Лит.: Герцен А. И., Полн. собр. соч. и писем, т. 4, П., 1915, с. 120; История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 37-38; История философии, т. 1, М., 1957, с. 312; Зубов В. П., Аристотель, М., 1963, с. 288; Darjes J. G., Via ad vertatem commoda..., 2 ed., Jenae, 1764, p. 275-88; Waddington Ch., De P. Rami vita, scriptis, philosophia, P., 1848; его же, Ramus (Pierre de la Ramée). Sa vie, ses écrits et ses opinions, P., 1855; Desmaze Сh., P. Ramus. Sa vie, ses écrits, sa mort, P., 1864; Cantor M., P. Ramus, ein wissenschaftlicher Märtyrer des sechzehnten Jahrhunderts, "Protestantische Monatsblätter" von Gelzer, Gotha, 1867, Bd 30, S. 129-42; Lobstein P., Petrus Ramus als Theologe..., Stras., 1878; Graves F. P., Peter Ramus and the educational reformation of the sixteenth century, N. Y., 1912; Nelson Ν. Ε., P. Ramus and the confusion of logic, rhetoric, and poetry, [Ann Arbor, 1947]; Hooykaas R., Humanisme, science et réforme. Pierre dela Ramée, Leyde, 1958; Οng W. J., Ramus. Method and the decay of dialogue, Camb. (Mass.), 1958.

В. Кузнецов. Москва

В начало энциклопедии