Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
РАДХАКРИШНАН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РАДХАКРИШНАН

Сарвапалли (р. 5 сент. 1888) - глава академич. философии и гос. деятель Индии; проф. и почетный доктор наук ряда инд. и зарубежных ун-тов (в т.ч. Московского). В 1949-52 - посол Индии в СССР; в 1952-62 - вице-президент, а с 1962 - президент Республики Индии.

Исходные позиции философии Р. - объективно-идеалистич. система веданты в интерпретации Шанкары. Р. утверждает принципиальную невозможность рацион. объяснения ряда проблем без признания абс. духа, представляющего всю тотальность бытия. Стараясь избежать пантеизма, Р. постулирует неогранич. число возможностей абсолюта. Реализация данной возможности - возникновение нашего мира - является выражением свободы абсолюта, деятельность к-рого подобна игре (лила), творчеству художника (см. "The spirit in man", L., 1952, p. 501-02). В соответствии с принципами веданты Р. утверждает возможность обнаружения абс. духа, т.е. бога, только интуитивным путем. "Великие истины философии не доказываются, а переживаются" ("An idealist view of life", L., 1932, p. 152). Неопровержимым доказательством существования бога выступает для Р. практика религ. мистицизма.

В центре внимания Р. - социально-этич. проблематика. Он выражает неудовлетворенность совр. действительностью - положением человека в обществе, неустроенностью жизни, падением нравов, отсутствием идеалов и т.д. Непосредств. причину всех бед и пороков человека Р. видит в пороках социального устройства. Он обвиняет цивилизацию Запада с присущим ей культом наживы, социальным и нац. неравенством, милитаризмом, военной истерией и т.п. в том, что она калечит дух человека, убивает его лучшие побуждения, лишает его веры в братство и дружбу между людьми (см. "Religion and society", L., 1947, p.16). Причем к западной цивилизации Р. относит и социализм, объединяя последний с капитализмом на основе материалистич. природы их идеалов. Относительно социалистич. системы Р. разделяет распространенные на Западе убеждения в недемократичности, тоталитаризме и насилии социализма. Истинное решение всех проблем индивидуальной и обществ. жизни Р. находит только на религиозно-идеалистич. пути.

"Для тех, кто потерял опору, для всего нашего века, находящегося в великом брожении, спиритуальный подход является единственной надеждой... Только когда жизнь духа озарит и преобразует изнутри жизнь человека, сможет он обновить лик земли. Сегодняшнему миру нужна религия духа, которая даст цель всей жизни..." ("The spirit in man", p. 478, 483). Но чтобы религия смогла выполнить свою миссию по спасению и возрождению мира, нужно, считает Р., очистить ее от догматич. и обрядовых пут и восстановить ее истинное содержание, к-рое сводится к одному основополагающему принципу - признанию духовной субстанциальности бытия. "Сегодня мы озабочены не столько непогрешимостью папы или достоверностью Библии, и даже не тем, является ли богом Христос или Кришна и существует ли откровение. Все эти вопросы утратили свое значение и подчинились одному единственному вопросу - имеется ли за феноменом природы и драмой истории невидимая духовная сила, есть ли в универсуме смысл или он бессмысленен, является ли он богом или случайностью" (там же, р. 483). Особое значение в обновлении духа приобретает, по мнению Р., опыт народов Востока и прежде всего Индии; "западная материальность" должна быть одушевлена "восточной спиритуальностью", так же как, впрочем, Восток, в свою очередь, должен быть приобщен к технико-экономич. достижениям Запада. Этот синтез, согласно Р., послужит спасению человечества от угрозы новой мировой войны. Р. выступает как активный борец за дело мира и мирного сосуществования.

Соч.: The Hindu view of life, Oxf., 1926; An idealist view of life, L., 1932; Religion and society, L., 1947; An anthology, ed. A. H. Marlow, L., [1952]; Occasional speeches and writings, ser. 1-3, [Delhi], 1957-63; в рус. пер. - Индийская философия, т. 1-2, М., 1956-57.

Лит.: Joad С. Е. М., Counter attack from the East. The philosophy of Radhakrishnan, L., [1933]; The philosophy of S. Radhakrishnan, ed. P. A. Schilpp, N. Y., [1952] (имеется библ.); Аникеев H. П., Филос. и социологич. взгляды С. Р., в кн.: Совр. филос. и социологич. мысль стран Востока, М., 1965, с. 5-33.

Н. Аникеев. Москва.

В начало энциклопедии