Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
РАЕВСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РАЕВСКИЙ

Владимир Федосеевич [28 марта (8 апр.) 1795 - 8(20) июля 1872] - рус. поэт, декабрист. Окончил Моск. университетский благородный пансион (1811) и воен. школу; офицер артиллерии, участник Отечеств. войны 1812. Был арестован (1822) в Кишиневе за политич. пропаганду в Южной армии, особенно среди солдат, содержался в заключении вплоть до процесса декабристов, в связи с к-рым был сослан в Сибирь, где и умер.

Широко образованный человек, сформировавшийся гл. обр. под влиянием просветительской идеологии 18 - нач. 19 вв., Р. был материалистом и религ. вольнодумцем. Иронизируя по поводу философии Фихте, Шеллинга и его рус. последователя Велланского (см. Соч., 1961, вступ. ст. П. С. Бейсова, с. 194-95), он отвергал их системы (см. тамже, с. 85). Исходя из деистич. предпосылки, что бог "утвердил" "порядок общий" (см. Стихотворения, вступ. ст. В. Г. Базанова, 1952, с. 68), Р. по существу отрицал бытие "...высшего существа".

Религия как "признание и поклонение высшему существу..." есть всего-навсего некая форма признания детерминированности явлений: "бытие создателя основано на логической истине, что нет действия без причины, когда есть мир, то должен быть и создатель мира" (цит. по кн.: Базанов В. Г., В. Ф. Раевский, 1949, с. 103). Религ. вольнодумство Р. проявляется и в понимании им роли религии в жизни народов. Религия, по его мнению, - орудие в руках угнетателей, стремящихся с ее помощью смирить народ (см. Соч., с. 96-97). Противопоставляя свой взгляд религ.-идеалистическому, Р. считал человека произведением природы и по природе - "членом общества", животным, "...имеющим ум, дар слова и душу, которые влекли его к совершенствованию языка" (цит. по кн.: Базанов В. Г., В. Ф. Раевский, с. 103). "Душу" Р. понимал как нечто естественное и отрицал (хотя и не без колебаний) ее бессмертие: жизнь на земле и распадение после смерти - вот удел всего живущего на земле, "вот связь всех сущих здесь и общий ей (природе. - Ред.) закон". Тех же, кто, "оградясь обрядами... и верой", ждет бессмертия, Р. называл "безумцами" (см. Соч., с. 86). Утверждая закономерный характер сущего, Р. воспевал мощь человека, его способность проникнуть в тайны бытия и даже в самое "сокровенье" (см. тамже, с. 70-71). Эти положения Р. использовал для обоснования политич. программы - равенство людей, республиканизм, противоестественность крепостничества (к-рое он резко осуждал в "Рассуждении о рабстве крестьян", см. Соч., с. 123-27) и монархизма, правомерность насильств. устранения деспотизма. "Граждане! - восклицал Р., осуждая тиранию "дворянства русского", - тут не слабые меры нужны, но решительность и внезапный удар" (там же, с. 124).

В поэзии Р. примыкал к традиции "гражданственной" поэтики Гнедича, Катенина, Грибоедова (см. об этом в публикации Ю. Оксмана Вечер в Кишиневе, в кн.: Лит. наследство, т. 16-18, М., 1934, с. 657-666), был типичным представителем декабризма нач. 20-х гг. В ссылке Р., не прекращая литературной деятельности, остался верен декабристским традициям. Он не пожелал воспользоваться правом возвращения в Европейскую часть России, полученным по амнистии 1856.

Соч.: Поэзия декабристов, Л., 1950, с. 443-500; Избр. соц.-политич. и филос. произв. декабристов, т. 2, М.-Л., 1951, с. 337-95 (в 1 т. имеется вводная ст. И. Я. Щипанова); Воспоминания, вступ. ст. М. К. Азадовского, в кн.: Лит. наследство, т. 60, кн. 1, М., 1956; Неизвестные письма, вступ. ст. Ю. Г. Оксмана, там же.

Лит.: Щеголев П. Е., В. Раевский (Первый декабрист), в его сб.: Историч. этюды, СПБ, 1913; Оксман Ю. Г., Из писем и записок В. Ф. Р. [Вводная ст. к публикации "Письма В. Ф. Р."], "Красный Архив", 1925, т. 6 (13); Бейсов П. С., Новое о Р., в сб.: Уч. зап. [Ульян. гос. пед. ин-та]. Пушкинский юбилейный сборник, Ульяновск, 1949; его же, О "Курсе поэзии" В. Р., "ВФ", 1950, No 3; его же, Обществ.-политич. взгляды В. Ф. Р., "Уч. зап. [Ульян. гос. пед. ин-та]", 1953, вып. 5; Оксман Ю. Г., Ранние стихотворения В. Ф. Р. (1816-1822), в кн.: Лит. наследство, т. 60, кн. 1, М., 1956, с. 517-30; Цявловский М. Α., Стихотворения, обращенные к декабристу В. Ф. Р., в его сб.: Статьи о Пушкине, М., 1962.

З. Каменский. Москва.

В начало энциклопедии