Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
РЕЙНАЛЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РЕЙНАЛЬ

РЕЙНАЛЬ (Raynal), Гийом Томас Франсуа (11 апр. 1713 - 6 марта 1796) - франц. историк и социолог, принадлежавший к тем, кто "...сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27). Лит. деятельность привела его к сотрудничеству в "Энциклопедии". В гл. своем труде "Филос. и политич. история учреждений и торговли европейцев в обоих Индиях" ("Histoire philosophique et politique...", появилась анонимно в 1770 в Амстердаме в 6 тт.; впервые с подписью автора напечатана в Женеве в 1780 в 4 тт.; выдержала при жизни автора 12 изданий, печаталась на всех языках Европы; в неполном виде была издана в России в 1805-11 в 6 чч.; 2 изд., 1834-35, под названием "Филос. и политич. история о заведениях и коммерции европейцев в обоих Индиях") Р. пропагандировал опыт революций европ. народов, изложил программу бурж.-демократич. революции, к-рая, однако, по его мнению, не может разрешить противоречий внутри третьего сословия. Книгу Р. высоко оценили Франклин, Джефферсон, Пейн. Она была осуждена франц. парламентом на сожжение, автор подлежал аресту. Р. бежал. Находясь в изгнании, объездил мн. стран, был в России, в 1787 вернулся на родину. В период революции занимал неустойчивую позицию, выступая то против контрреволюц. тенденций крупной буржуазии, то против якобинцев.

Как философ Р. стоял на позициях метафизич. материализма, хотя в самой общей форме и под влиянием Кювье высказал мысль о том, что природа имеет историю, к-рая включает постепенные, количеств. изменения, а также перевороты, революции. Р., вслед за Тюрго, рассматривал историю общества как ряд последоват. ступеней хоз. деятельности (земледелие, приручение диких животных, ремесло, пром-сть, торговля). Р. считал, что связи, присущие физич. явлениям, свойственны и событиям "морального порядка, наиболее удивительным, как, например: происхождению религиозных идей; прогрессу человеческого разума, открытию истин, рождению и последовательности заблуждений, началу и концу предрассудков, образованию обществ и последовательной смене различных правительств" ("Histoire philosophique...", v. 4, livr. 19, Gen., 1780, p. 472). В вопросе об источнике знаний Р. был сторонником сенсуализма, проводя различие между непосредственным знанием и абстрактным мышлением. Как и все метафизич. материалисты, Р. не понимал природы абстрактных понятий и активного характера познания.

В центре науч. интересов Р. находилось общество. Социологич. концепция Р. - своеобразный экономический материализм. Отправным пунктом своего анализа Р. сделал общество, а не индивид, т.е. совершил шаг по пути преодоления социального атомизма, "робинзонады" и отказался от договорной теории происхождения общества и гос-ва. Критикуя Монтескьё за преувеличение роли географич. среды в истории человечества, не приемля концепций Руссо о возникновении частной собственности и его теорию общественного договора, Р. считал обществ. состояние человека исконным (см. тамже, р. 470), видел в труде силу, объединяющую людей и преобразующую природу. Причиной возникновения частной собственности и неравенства Р. считал эволюцию земледелия, пром-сти и торговли. Неравное распределение богатств породило неравное распределение обязанностей людей. Этот взгляд подводил Р. к понятию классов. Общий ход истории представлялся Р. как борьба разнородных групп людей за свободу и за более справедливое распределение богатства, к-рое он считал идеалом, увековечивая институт частной собственности. Гос-во Р. понимал как обществ. силу, к-рая дает каждой социальной группе возможность сохранять свое владение и наслаждаться им. Отождествляя сущность гос-ва и его форму, Р. вместе с тем высказал предположение о связи формы правления с интересами определ. социальных групп. Р. осуждал войны как средство внешней политики, а также политич. строй, порождавший их, подчеркивая, что действит. интересы наций не совместимы с войной. Осуждая завоеват. войны, Р. оправдывал войну за свободу и независимость. Борясь против порабощения цветных народов, Р. особенно негодовал против тех, кто создавал обоснования - теоретические и моральные - колонизаторской деятельности.

Р. был атеистом. Не ограничиваясь критикой религ. представлений, он видел свою задачу в разоблачении социальной роли религии.

Идеи Р. были восприняты Барнавом, Кондорсе, а через них оказали влияние на философию истории Сен-Симона и историч. концепцию франц. историков эпохи Реставрации. Они оказали воздействие на Радищева.

Соч.: Oeuvres, v. 1-4, Gen., 1784.

Лит.: Вороницин И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930]; Старосельская-Никитина О., Очерки по истории науки и техники периода франц. бурж. революции 1789-1794 гг., М.-Л., 1946; Зельманова Е., Р. - как историк философии, "ВФ", 1961, No 5; Πлимак Е. Г., Злоключения бурж. компаративистики (К вопросу о характере политич. концепций А. Н. Радищева и Г. Р.), "История СССР", 1963, No 3; Guibert J. A. H. de, Lettres de l'abbé Raynal à l'Assemblée nationale, Marseille, 1789; Grimm В. de et Diderot, Correspondance littéraire, t. 1, P., 1812; Gibbon E., The history of the decline and fall of the Roman empire, N. Y., 1845; Lunet В., Biographie de l'abbé Raynal, Rodez, 1866; Morley J., Diderot and the encyclopaedists, v. 1-2, L., 1886; Hervier M., Les écrivains français jugés par leurs contemporains, v. 2, P., [1931]; Wolpe H., Raynal et sa machine de guerre, "L'histoire des deux Indes" et ses perfectionnements, P., 1957; Lang D. M., The first Russian radical A. Radishchev, L., 1959.

Г. Зельманова. Ленинград.

В начало энциклопедии