Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КОПЕРНИК

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОПЕРНИК

КОПЕРНИК (Kopernik, Copernicus), Николай (19 февр. 1473 - 24 мая 1543) - польский астроном и мыслитель. В 1491-94 учился в Краковском ун-те. В 1495-1504 - в итал. ун-тах (Болонья, Падуя, Феррара). С 1504-05 жил в Вармийской обл. на севере Польши (гг. Лидзбарк, Фромборк). Много лет руководил административными и фин. делами области и активно участвовал в защите ее от нашествия Тевтонского ордена (1519-21), непосредственно руководя обороной г. Ольштына. Со времени пребывания в Италии К. занимался проблемами строения Вселенной, отправляясь от трудов ученых древности, особенно пифагорейцев и Аристарха Самосского. От критики и отрицания истинности канонизированной церковью геоцентрич. системы мира К. постепенно пришел к утверждению новой системы мира, согласно к-рой Солнце занимает центр. положение, а Земля является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси. Свои взгляды К. впервые изложил (без математического обоснования) ок. 1515 в рукописном сочинении "Малый комментарий" ("Commentariolus"). В капитальном труде "Обращение небесных сфер" ("De revolutionibus orbium coelestium", 1543) К. развил и математически обосновал гелиоцентрическую систему мира, хотя прямыми доказательствами движения и вращения Земли он еще не располагал. В своей системе К. сохранил представление о движении планет по эпициклам и деферентам, введенным Птолемеем, указал на огромность расстояния Земли до звезд, по сравнению с к-рым расстояние от Земли до Солнца исчезающе мало. Труд К., вышедший в 1543 в Нюрнберге, был без его ведома сопровожден предисловием лютеранского богослова Осиандера, пытавшегося представить учение К. только как гипотезу, облегчающую астрономич. вычисления, тогда как сам К., утверждавший в своем собственном предисловии свободу науч. исследования, рассматривал свою систему мира как описание реального строения Вселенной, в к-рой Земля - рядовое небесное тело. Подложность предисловия Осиандера была установлена ок. 1605 Кеплером.

Учение К. явилось основой развития новой астрономии и оказало глубокое влияние на последующий прогресс физики И механики (труды Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона). Филос. значение учения К. заключается прежде всего в том, что К. отверг исключит. положение Земли во Вселенной, а тем самым нанес удар по самым основам церк.-библейского и всего религ. мировоззрения. В свете учения К. устранялась противоположность земного и небесного, законы природы - и прежде всего законы движения тел - оказывались едиными для Земли и для всей Вселенной и доступными для человеч. познания. Учение К. опровергало взгляды Аристотеля, Птолемея и их последователей, принимавших видимые явления в природе за действительные, и утверждало необходимость критич. проверки данных чувств. опыта, четкого различения кажущегося и реального. Тем самым учение К. явилось мощным стимулом для развития теории познания. Открытие К. указало путь освобождения естеств. наук от богословского образа мышления. В противоположность христ. учению, к-рое унижало достоинство человека, провозглашало ничтожность и бессилие человеч. разума, К. обосновал могущество человеч. разума, познающего закономерность строения Вселенной. В учении К. раскрывалась неизмеримо более грандиозная картина мироздания, чем в геоцентрич. системе мира. На основе его открытия Дж. Бруно развил учение о бесконечной Вселенной и о множественности обитаемых миров. В свете умозрений Бруно и последующих открытий Галилея стал очевидным революц. характер учения К., первоначально скрытый математич. языком книги и предисловием Осиандера. В 1616 труд К. был включен Ватиканом в список запрещенных книг (запрет был снят только в 1822). Энгельс охарактеризовал появление труда К. как "революционный акт, которым исследование природы заявило о своей независимости...", и как "...вызов церковному авторитету в вопросах природы" ("Диалектика природы", 1955, с. 5).

Своими трудами К. содействовал развитию математики (тригонометрия, особенно сферическая). К. был также выдающимся врачом. В экономич. трактате о монете (1519-26) К. обосновал закон вытеснения полноценной монеты неполноценной, ошибочно названный в позднейшей лит-ре законом Грешема. Им были переведены с греч. на лат. яз. соч. Феофилакта Симокатты "Нравственные, сельские и любовные письма" ("Epistolae morales, rurales et amatoriae", 1509, нов. изд. 1953).

А. Новицкий. ПНР.

Учение К. в первую очередь получило признание в странах, где феод. строй ранее, чем в других, сменился капиталистическим (Голландия, Англия). В России первые переводы книг, излагавших строение Вселенной по К. (Блау, Атлас Новый, Я. Гевелий, Селенография), были сделаны в нач. 2-й пол. 17 в., но остались неизданными. Распространение учения К. в России в самом конце 17 в. и в 1-е десятилетие 18 в. связано с деятельностью Петра I и прогрессивных деятелей эпохи (Я. В. Брюс, Феофан Прокопович и др.), а потом с деятельностью основанной в 1724 Академии наук и ее выдающихся ученых (Д. Бернулли, Делиль, Эйлер и др.). Исключит. роль в пропаганде учения К. в России сыграл Ломоносов. Сопротивление церк. кругов распространению учения К., сдерживаемое при Петре I, вновь усилилось при его ближайших преемниках, особенно в царствование Елизаветы. Однако с 60-х гг. 18 в. учение К. получает в России полное признание, ставится в основу преподавания астрономии в высшей и средней школе. Учение К. оказало действенное влияние на развитие в России передовой филос. и естественно-науч. мысли и способствовало, в частности, широкому распространению передовых космологич. идей, сложившихся в 18 в. на основе расширения и углубления учения К. (космология Канта, система мира Ламберта).

Соч.: Gesamtausgabe, Bd 1-2, Münch., 1944-49; в рус. пер. - Об обращениях небесных сфер, в кн.: Н. Коперник. [Сб. ст. к 400-летию со дня смерти ], М.-Л., 1947; Осн. трактаты К. в сб.: Польские мыслители эпохи Возрождения, М., 1960, с. 35-66.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; Блажко С. Н., Коперник, М.-Л., 1926; Баев К.Л., Коперник, М., 1935; Ρевзин Г., Н. Коперник, [M. ], 1949; Н. Коперник. Сб. ст. и материалов, М., 1955; Πерель Ю. Г., Развитие представлений о Вселенной, М., 1958; Веселовский И. И., Генезис "De revolutionibus" К., в сб.: Историко-астроном. исследования, вып. 6, М., 1960; Birkenmajer L. Α., M. Kopernik, Kr., 1900; eго жe, Stromata Copernicana, Kr., 1924; D uhem P., Le système du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon à C, t. 1-10, P., 1954-1959; Baranowski H., Bibliografia Kopernikowska, 1509-1955, Warsz., 1958; Дополнение с 1955 по 1958 г. дано в кн.: Three Copernican treatises, ed. Rosen Ε., 2 ed., Ν. Υ., 1959.

Ю. Перель. Москва.

В начало энциклопедии