Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КОНФУЦИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНФУЦИЙ

КОНФУЦИЙ (Кун-цзы, Кун Цю, Кун Ф у - ц з ы, второе имя - Ч ж у н - н и) (551-479 до н.э.) - кит. мыслитель, политич. деятель и педагог эпохи Чуньцю, создатель оригинального этико-политич. учения. Он оказал большое влияние на развитие общественно-политич. и филос. мысли в Китае. К. родился в царстве Лу (на территории совр. провинции Шаньдун) в знатной, но обедневшей семье. Согласно традиционной версии о жизни К., ему приписывается авторство "Летописи" ("Чуньцю"), десяти комментариев, или т.н. "десяти крыльев", входящих в состав "Книги перемен" ("И цзин"), обработка "Книги песен" ("Ши цзин") и ряда других произведений древнейшей лит-ры. Большинство таких утверждений не выдерживает критич. проверки. Основным источником наших знаний о К. является книга "Беседы и суждения" ("Лунь юй"). Большинство исследователей признают "Лунь юй" наиболее аутентичным текстом для изучения взглядов К. Однако несомненно, что "Лунь юй" не свободен от более поздних интерполяций. Текст "Лунь юя" представляет запись изречений и бесед К. со своими ближайшими учениками и последователями.

По натурфилос. вопросам К. воспринял и развил представления предшествующей эпохи о небе и небесном велении как сознательно действующей высшей силе, определяющей действия и поступки людей, их обществ. положение. "Для жизни и смерти существует судьба, богатство и знатность зависят от неба". Моральные нормы также идут от неба. Вместе с тем К. считал, что небо является частью природы, естеств. явлением, к-рое вступает в определенные отношения с др. компонентами многообразного мира.

Центральным понятием учения К. является жэнь (гуманность) - не только источник, из которого вытекают этико-политич. положения учения К., но и конечная цель нравственного самоусовершенствования. Жэнь выступает как закон, как совокупность этич. и социальных взаимоотношений людей. На вопрос о назначении жэнь К. ответил: "Чего не желаешь себе, того не делай людям" ("Лунь юй", 12, 2). Не менее важное место в учении К. занимает понятие "ли" (нормы общежития, социальный регламент), являющееся конкретным воплощением высшего этич. закона жэнь, методом его осуществления. Сфера действия этого социального регламента весьма широка: она обнимает всю обществ. жизнь от семьи до гос-ва. Нормы социального регламента действуют различно в зависимости от различий в условиях их применения и от различий социального положения людей. По сути дела, этот социальный регламент основан на нормах, созданных господством аристократии. В высказываниях К. отражена классовая аристократич. направленность его учения. Он решительно противопоставлял "благородных" простолюдинам, к-рые "повсюду со своими детьми за спиной работают, а богатым людям незачем заниматься земледелием" ("Лунь юй", гл. Цзи лу).

Более подчиненная роль в учении К. отводится понятиям "и" - чувство долга, справедливость; "синь" - верность, искренность, и нек-рым другим. Они служат гл. обр. для раскрытия этич. достоинств "благородного мужа". Большое значение К. придавал воспитанию и обучению, сводя их к овладению и постижению этико-политич. норм и требований. Процесс овладения такого рода нормами К. неразрывно связывал со своими представлениями о знании (чжи) и учении (сюэ). К. говорил о четырех категориях людей. К первой относятся те, кто обладает знаниями от рождения, ко второй - кто приобретает знания в учении, к третьей - кто учится, испытывая трудности, и к последней, низшей, категории относится народ, к-рый испытывает трудности и не учится. По мнению К., первую категорию характеризует постоянное стремление к справедливости, а остальных - к выгоде. Высокие моральные качества "благородных" предопределяют их власть над простым народом, удел к-рого - тяжелый физич. труд. "Добродетели благородного мужа - ветер, добродетели простолюдина - трава. Ветер непременно пригибает траву" ("Лунь юй", 12,18). "Благородные" - это "совершенномудрые", знания к-рым даруются небом, поэтому они являются воплощением истинного пути мира. У К. почти отсутствует гносеологич. подход к проблеме знания. Чаще всего он ограничивается высказываниями следующего содержания: "что знаешь, считай знанием, а что не знаешь, считай незнанием". В программе воспитания и обучения К. важное место занимают музыка и поэзия, при помощи к-рых достигается совершенство красоты и добра, слияние индивидуума с обществом. Без поэзии и музыки невозможно усвоение социального регламента.

Гос. власть, учил К., должна пользоваться доверием народа, ибо без этого она не способна к существованию. По его мнению, правители должны наставлять народ личным примером, т.к. порядок и приемы гос. управления, к к-рым прибегают верхи, очень легко влияют на нар. низы. Главное в политич. программе К. - строгое и четкое определение обязанностей каждого члена общества. Каждый должен знать свое место в обществе, государь должен быть государем, подданный - подданным, "...какое же будет тогда государство, если не будет разницы между благородными и простыми людьми?". Мн. принципы К. широко использовались господствующими классами для обоснования своей власти. В процессе развития учение К. становится основой офиц. феод. идеологии, глубокое влияние к-рой прослеживается на протяжении мн. столетий истории Китая (см. Конфуцианство).

Соч.: Сы Шу ген, т.е. Четыре книги с толкованиями. Книга первая, пер. с кит. А. Леонтьев, СПБ, 1780; Джун-Юн, т.е. Закон непреложный (из преданий философа Кун-Дзы), пер. с кит. А. Леонтьев, СПБ, [1784 ]; Летопись Чунь-Цю, СПБ, 1876; Изречения..., в кн.: Попов П. С., Изречения К., учеников его и других лиц, пер. с кит., СПБ, 1910.

Лит.: Зоммер Η., Об основаниях новой кит. философии, "Уч. зап. Казан. ун-та за 1851", 1852, No 2; Корягин К. М., Конфуций. Его жизнь и филос. деятельность, 2 изд., СПБ, 1897; Грубе В., Духовная культура Китая, СПБ, 1912; Πетров Α. Α., Очерк философии Китая, в сб.: Китай, М.-Л., 1940; Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 1; Ян Юн-го, История древнекит. идеологии, пер. с кит., М., 1957; Александров Г. Ф., История социологич. учений. Древний Восток, М., 1959, гл. 4; Gabelentz G. von der, C. und seine Lehre, Lpz., 1888; Dvořak R., Chinas Religionen, T. 1, Confucius und seine Lehre, Münster, 1895; Stübe R., Confucius, Tübingen, 1913; Wilhelm R., Kung-Tse, Leben und Werk, Stuttg., 1925; Brown В., The story of Confucius, his life and sayings, Phil., 1927; Raizuka Shigeki, Konfucius, L., 1956; Shih Сhun, С. and his times, "China Reconstructs", 1957, sept.; Ян Бо-цзюнь, Лунь юй и чжу (Лунь юй с переводом на совр. кит. яз. с комментариями), Шанхай, 1958; Скачков П. Е., Библиография Китая, М., 1960.

Φ. Быков. Москва.

В начало энциклопедии