Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Изучение истории кор. философии началось со 2-й пол. 19 в. Лит-ра этого периода, представленная гл. обр. произведениями отд. миссионеров или изданиями католич. миссий в Корее, дает фрагментарное и тенденциозное изложение фактов. Работы бурж. япон. и европ. корееведов Такахаси Тору, М. Н. Троллопа, Ф. Старра содержат большой фактологич. материал, но имеют объективистский характер. Произведения совр. южнокор. историков носят реакц. характер, проблематика в них освещается в осн. с позиций неотомизма. Действит. характер развития истории кор. философии выясняется в работах марксистских исследователей.

История филос. и обществ. мысли Кореи уходит своими корнями в далекое прошлое страны, когда Корея была местом трансформации крупных религ.-этич. учений Востока - буддизма, конфуцианства и даосизма - на их пути из Китая в Японию. На протяжении многих веков история философской мысли Кореи испытала сильное влияние идеологии Китая.

В связи с обострением классовой борьбы, развитием произ-ва, ростом науч. знаний и культурным влиянием Китая возникли первые наивно-материалистич. представления, к-рые объясняли мир материальными факторами и естеств. причинами, полярными силами добра (ым) и зла (ян) - света и тьмы; все бесконечно разнообразные явления мира объяснялись взаимодействием этих противостоящих сил, а сам мир воспринимался как разнообразные комбинации из пяти первоэлементов (металл, дерево, вода, огонь, земля). Подобные наивно-материалистич. представления получали развитие в борьбе с религ.-мистич. идеями.

В 1 в. до н.э. на развалинах гос-ва Древний Чосон возник ряд гос. объединений, три из к-рых - Силла, Пэкче и Когурё - стояли на высоком уровне развития. В этот период корейцы впервые познакомились с учением Конфуция. В 372 в королевстве Когурё было создано конфуцианское высшее учебное заведение, но распространение конфуцианства было оттеснено на задний план бурным вторжением махаянистского буддизма, к-рый в большей степени отвечал требованиям правящих кругов. В период 4-6 вв. буддизм становится офиц. идеологией, гос. религией гос-в Силла, Пэкче и Когурё. Начиная с 4 в. буддизм стал проникать из кор. гос-в в Японию.

Период объединенного Силланского гос-ва (647-918) ознаменовался значит. расцветом буддизма. Крупнейшими представителями буддистской мысли в этот период являлись Вон Хё (617-686) и Ый Сан (625- 702). В конце 8 в. в результате обострения классовых противоречий корейский буддизм раскололся на ряд сект, представлявших классовые интересы различных социальных группировок кор. общества. Раскол в буддизме совпал с распространением всякого рода мистич. учений. Наивысшего расцвета буддизм достиг в первое двухсотлетие периода Коре (918-1392), когда буддистские монастыри, получившие землю от новой династии, стали представлять крупнейшую политич. и идеологич. силу. Наиболее известными представителями буддистской мысли в этот период являлись Ый Чхон (1095-1142) и По Чо (1157-1210), к-рые стояли на позициях буддистского субъективного идеализма.

Параллельно буддизму в период Корё проходило распространение учения Конфуция. Конфуцианцы - Соль Чхон (7 в.), Чхви Чхи Вон (858-951), Чви Чхун (984-1068) и Ким Бусик (1075-1151) придерживались того мнения, что буддизм является "основой нравственного воспитания", а конфуцианство "основой государственного правления".

Начиная с 12 в. буддистские монастыри и крупные феодалы приступили к захвату крест. земель, усилили ростовщический гнет. Этот процесс вызвал массовые крест. восстания и открытую конфуцианскую оппозицию. В это время появились многочисл. еретич. учения, представлявшие собой эклектич. смесь конфуцианских, даосских и буддистских положений с примесью мистич. элементов и отражавшие нар. протест против феод. гнета и засилья буддийских монастырей.

В конце 13 в. в обстановке падения авторитета буддизма в Корею проникло учение кит. философа Чжу Си. Активными проповедниками нового учения, нашедшего социальную базу в среде мелких и средних землевладельцев и опальной бюрократии, были Ан Хян(1242-1306),У Тхак (1253-1333), Квон Бу (1262- 1346), Ли Че Хён (1287-1367), нанесшие идеологич. господству буддизма в Корее первый чувствит. удар. Начиная с 14 в. последователи Чжу Си разделились на две группировки. Представители первой - Ли Сэк (1328-96), Чон Мон Чжу (1337-92) и др. выступили против экономич. и этич. положений буддизма, предлагая заменить буддизм неоконфуцианским учением. Представители другой - Квон Гын (1352-1409) и Чон До Чон (1337-98), тоже выступая с критикой политич. и теоретич. основ буддизма, предлагали более свободную трактовку неоконфуцианских положений. Именно в этой группировке дворян-реформистов созрели идеи ограничения крупной земельной собственности и нек-рых "уступок" нищенствовавшему крестьянству. Наиболее радик. взглядами отличался мыслитель и обществ. деятель Чон До Чон, критически подошедший к изучению идейного наследия Чжу Си, Чжоу Дунь-и, Чжан Цзая и выдвинувший ряд материалистич. и диалектич. догадок о развитии объективного мира.

С приходом к власти династии Ли (1392-1910) был окончательно разгромлен буддизм, лишенный основы своей власти и влияния - земельной собственности. Гос. идеологией на долгое время становится неоконфуцианство. Со временем в неоконфуцианстве обострилась борьба материалистич. и идеалистич. концепций, возникли различные по своему характеру идейные течения и филос. школы, к-рые в основном не выходили за рамки неоконфуцианского учения.

В 15-16 вв. в кор. неоконфуцианстве сформировалось новое направление, родоначальниками к-рого были Ким Чон Чик (1431-92) и его ученик Чо Гван Чо (1482-1519), выступавшие против пустых схоластич. дискуссий чжусианцев и отстаивавшие идею сильного гос-ва, осн. на строгих законах. Это направление пользовалось влиянием при дворе лишь на первом этапе становления новой династии. В 16-17 вв. сложилась самая крупная чжусианская идеалистич. филос. школа Кореи, известная под названием соннихак или лихак (школа "ли" или школа естественного порядка). Правое крыло и основатели школы были представлены известными неоконфуцианскими учеными ортодоксального толка, такими, как Ли Хван (1501-70), Ким Рин Ху (1511-60), Ли Он Чок (1491-1553) и Ки Дэ Сын (1527-72). Несколько обособленно от них по времени и убеждениям стоят известные кор. мыслители - материалисты Ким Си Сып (1435-93) и Со Кён Док (1489-1546). Материалистич. и диалектич. концепции последнего оказали сильное влияние на развитие материалистич. традиции в Корее.

Компромиссную позицию между этими двумя противоположными группировками занимал философ Ли И (1536-84).

Большое влияние на ход идеологич. борьбы в Корее оказала Имдинская отечественная война (1592-98). Определ. влияние приобретает оппозиционная правительству школа последователей учения кит. философа Ван Ян-мина, т.н. янменхакпха. Эта школа на всем протяжении своего существования оставалась непримиримым противником господствовавшего в Корее неоконфуцианства. Наиболее известным представителем этой школы является Чон Че Ду (1649-1736). В 18 в. из среды этой школы вышел известный ученый-материалист Им Сон Чу (1711-88), стоявший на позициях т.н. чугирон (монистич. направление в неоконфуцианстве, отстаивавшее первичность материального начала ки); все его творчество явилось продолжением материалистич. линии Со Кён Дока, он выступал против субъективного идеализма сторонников учения Ван Ян-мина, а также объективного идеализма Чжу Си и его последователей из школы "ли". В 1-й пол. 19 в. теория чугирон получила дальнейшее развитие в учении мыслителя-материалиста Чхве Хан Ги (1803-73).

Самой оригинальной школой кор. философии явилась школа сирхак (реальных знаний), возникшая в 17 в., основоположником к-рой является Лю Хён Вон (1622-78). После Лю Хён Бона школу сирхак представляли Ли Ик (1682-1764), Пак Че Га (1750-1805), Пак Чи Вон (1737-1805) и последователь материалистич. учения Со Кён Дока Чон Як Ен (1762-1838) и др. Филос. и социологич. идеи школы явились крупнейшим вкладом в развитие материалистич. традиций в кор. обществ. мысли. Патриотизм мыслителей школы сирхак оказал решающее влияние на последующее развитие филос. и обществ.-политич. мысли в стране. Последователи этой школы пытались отделить религ. домыслы от естественнонауч. знаний, проникших в Корею из Зап. Европы и Америки: выступая против христианства, к-рое начало распространяться в Корее с 18 в., они ратовали в то же время за распространение передовой техники и прогрессивных науч. представлений. Однако, несмотря на то, что эти ученые во многом опередили свое время, они все же не смогли полностью избавиться от определ. ограниченности в своем мировоззрении.

В нач. 19 в. вместе с завершением деятельности прогрессивных мыслителей школы сирхак начался период реакции. Социальной основой нового течения, т.н. вичон пёксарон (теория сохранения истины и искоренения ереси), являлись ориентировавшиеся на Китай реакц. круги феод. бюрократии. Под истиной понималось ортодокс. неоконфуцианство, к-рое в глазах кор. последователей всегда ассоциировалось с учением Чжу Си, как ересь же воспринимались любые идеи, противоречащие неоконфуцианству, т.е. католичество, идеи школы последователей Ван Ян-мина, идеи и религ. концепции секты тонхак, идеи представителей школы сирхак. Во главе этого похода идеологич. реакции стояли неоконфуцианцы Ки Чон Чин и Ли Чин Сан.

Интересы крестьян во 2-й пол. 19 в. были в определ. мере представлены идеями религ. секты тонхак (восточное учение), основанной Чхве Че У (1824-65). Возникшее в 1859 как реакция на распространение католичества в Корее учение Чхве Че У сочетало в себе пантеистич. элементы с элементами материализма. Социальные же требования, выдвигавшиеся сектой, сводились к требованию всеобщего равенства людей и создания идеального гос-ва на земле. С открытием в 1876 Кореи для иностр. гос-в вместе с вторжением зарубежного капитализма в страну начали более интенсивно проникать социальные и политич. теории Запада. Идеи социально-экономич. преобразований Кореи, к-рые вынашивались передовыми слоями, представленными разночинной кор. интеллигенцией, были выражением стремления передовых кругов Кореи поставить страну на капиталистич. путь развития. Идеологом движения за реформы выступил Ким Ок Кюн(1851-95).

После поражения крест. войны 1893-94, к-рая была открытым антифеод. и антияпон. выступлением, в идеологич. жизни страны произошли крупнейшие сдвиги. Конец 19 в. и начало 20 в. - это период развития бурж.-просветительской мысли культурно-патриотич. характера. Самыми видными представителями просветительского движения являлись Пак Ын Сик (1850-1926), Син Чхэ Хо (1879-1936) и Чу Си Ген (1876-1914); их творчество было отражением роста капиталистич. отношений и роста нац.-освободит. движения кор. народа. Творчеству этих крупнейших представителей кор. просветительского движения присущи идеи патриотизма и антифеод. направленность. Однако оно отражало противоречия, вызванные самим характером движения, выросшего, с одной стороны, на базе материалистич. идей, к-рые были достоянием культурного наследия кор. народа, а с другой - на базе англ. позитивизма и социально-экономич. взглядов франц. просветителей. Определ. отпечаток на мировоззрение кор. просветителей наложило то, что западноевропейская бурж. философия и социология вторгались в Корею не непосредственно, а через Китай и Японию, где они подвергались определ. трансформации, и уже после этого сочетались с традиц. философ. представлениями. Это особенно ярко проявилось в идеях конфуцианского богоискательства Пак Ын Сика.

Аннексия Кореи Японией (1910) положила конец легальному развитию прогрессивной кор. нац. мысли. Колониальная политика удушения нац. самосознания и поддержки самых реакц. филос. доктрин и открытого суеверия привела к оживлению различных религ. сект, проповедовавших уход в мистику и непротивление злу. Просветительское движение было организационно разгромлено и превратилось в умеренное бурж.-националистич. движение, руководство к-рого находилось в эмиграции. Благодаря поощрению со стороны колониальных властей в Корее становится модным позитивизм. Конфуцианство и буддизм тщательно оберегались колониальными властями как идеологич. средство подчинения нар. масс.

После Первомартовского антияпон. движения (1919) молодой кор. пролетариат стал вести активную классовую борьбу; в 20-х гг. начал через своих передовых представителей знакомиться с марксистско-ленинской теорией; выдающаяся роль в усвоении марксизма-ленинизма, в применении его на практике в условиях кор. действительности принадлежала корейским коммунистам. Распространение марксизма-ленинизма в стране протекало в острой борьбе с реакц. бурж.-националистич. теориями, содержание к-рых сводилось к проповеди "особой" роли Японии в Азии. Лидеры бурж. национализма внутри страны окончательно скатились в лагерь национал-реформизма, стали на путь соглашательства с колонизаторами. Идеологи бурж. национализма, находившиеся в эмиграции (США, Китай, Гавайские о-ва), сеяли в кор. народе иллюзорную веру в идеалы "цивилизации Запада" и, идейно разоружая его, срывали революц.-освободит. борьбу. После освобождения страны Советской Армией (1945) и образования КНДР (1948) были созданы необходимые условия для изучения истории кор. обществ. мысли. В секторе философии Ин-та истории Академии наук КНДР ведется работа по вопросам теории марксистско-ленинской филос. мысли Кореи, создана первая работа по истории кор. филос. мысли, переводятся и издаются произведения классиков марксизма-ленинизма. Печатными органами филос. и обществ. мысли являются журналы: "Чхорхак ёнгу" ("Филос. исследования"), "Екса квахак" ("Историч. наука"), "Чосон квахаквон тхонъбо" ("Вестн. АН КНДР"), "Кын-ночжа" ("Трудящийся").

Совершенно иная ситуация сложилась в Юж. Корее, где после 1945 были продолжены традиции реакц. бурж. философии и получили распространение прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм.

Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947, с. 190-203; Очерки по истории освободительной борьбы кор. народа, пер. с кор., М., 1953; Передовые ученые Кореи XVII-XIX вв., Пхеньян, 1956; Кор. Народно-Демократич. Республика, Пхеньян, 1958, с. 283-88, 295-306; Тягай Г. Д., Нар. движение в Корее во второй половине XIX в., М., 1958, с. 20, 48-60; Шабшина Ф. И., Нар. восстание 1919 г. в Корее, 2 изд., М., 1958, с. 57-72, 80; ее же, Очерки новейшей истории Кореи, М., 1958; Южная Корея, М., 1959, с. 184-205; Ким Ир Сен, Избр. статьи и речи. [Переводы ], М., 1962; Такахаси Тору, Ритё дзютакуси-ни окэру сюриха-сюгиха-но хаттацу (Развитие школ о примате "ки" и о примате "ли" в истории конфуцианства периода династии Ли), Токио, 1929; Ким Бусик, Самгук саги (Истор. записки трех гос-в), т. 1-2, Пхеньян, 1958-59; Rосkhill W. W., China's intercourse with Korea from the XV century to 1895, L., 1905; Hulbert H. В., The passing of Korea, L., 1906; Τrоllpe M. N., Introduction to the study of buddhism in Korea, "Transactions of the Korea branch of the Royal Asiatic Soc", 1917, [v. ] 8, p. 1-41; Starr F., Korean Buddhism, history-condition-art, Boston, 1918; Clark С h. Α., Religions of old Korea, N. Y., [1932 ]; Nelson M. F., Korea and the old orders in Eastern Asia, Baton Rouge, 1945; The culture of Korea, ed. by Changsoon Kim, [Honolulu, 1945 ]; Τewksbury D. G. [ed ], Source materials on Korean politics and ideologies, ser. v. 2, [Tokyo ], 1950; Osgood C., The Koreans and their culture, N. Y., 1951; Weems N., The Korean reform and independence movement. 1881-1898, Ann Arbor, [1954 ]; Yang Key P. and Henderson G., An outline of the history of Korean confucianism, [Wash., 1956 ]; Le civlltà dell'oriente, v. 3, Roma, 1958; Reisсhauer Ε. Ο. and Fairbank J. К., East Asia: the great tradition, [Boston ], 1960.

А. Ушков. Москва.

В начало энциклопедии