Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КАБЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАБЕ

КАБЕ (Cabet), Этьенн (1 янв. 1788 - 8 нояб. 1856) - франц. утопич. коммунист. Сын ремесленника, адвокат по политич. делам; участник движения карбонариев и революции 1830; историк революции и издатель радикально-демократич. журн. "Le Populaire" (с 1833); из-за репрессий эмигрировал в Бельгию, затем в Англию.

В 1840 К. изложил свои утопич. взгляды в романе "Путешествие в Икарию" ("Voyage... en Icarie", v. 1-2) и вскоре приступил к изданию "Икарийского альманаха..." ("Almanach icarien, astronomique, scientifique, industriel et social", 1843-48; 1852). Пропаганда "икарийского коммунизма" вызвала решит. противодействие со стороны реакц. сил. Вместе с тем она встретила критику и со стороны революц. коммунистов, считавших вредным план эмиграции с целью создания коммунистич. колоний. В среде франц. ремесленников и рабочих эта пропаганда имела значит. успех. При содействии Оуэна К. удалось получить бесплатно в Техасе участок земли для организации колонии, и с этой целью он отправился в Америку (1849). В 1851 К. вернулся во Францию, где возобновил политич. деятельность, но гос. переворот 2 дек. вынудил его эмигрировать в Лондон. В августе 1852 К. снова прибыл в Америку, чтобы наладить деятельность колонии икарийцев, однако среди последних вскоре начались раздоры, приведшие к глубокому кризису, в результате к-рого К. был исключен из колонии. Вместе со своими сторонниками он основал в 1856 другую общину, но в том же году умер.

Изучая историю Франции и Англии, познакомившись с коммунистич. утопиями, К. развил идеи коммунизма, к-рые он считал осуществимыми посредством убеждения и мирных реформ, для чего потребуется длительный переходный период. К. утверждал, что коммунизм перестал быть утопией, поскольку пром. прогресс, обеспечивая благополучие для всех, делает его осуществимым. К. мыслил коммунизм, как ассоциацию, построенную на основе равенства, братства и единства, а также на основе уничтожения аристократии, ликвидации социального неравенства и установления демократии. Такое построение общества соответствует, по К., принципам разума и требованиям природы. В рационалистич. теории К. отсутствовало правильное понимание законов историч. развития и роли пролетариата в совр. обществе. Проникнутая идеями пантеизма, она придавала коммунизму религ. налет. По сравнению с учениями крупнейших социалистич. мыслителей 1-й пол. 19 в. она означала шаг назад. Тем не менее, вследствие классовой незрелости пролетариата, К. на нек-рое время стал, по словам Энгельса, "признанным представителем огромной массы французских пролетариев" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 43). Маркс характеризовал К. как "самого популярного, хотя и самого поверхностного представителя коммунизма" (там же, т. 2, с. 146). После уроков революции 1848 и появления теории науч. коммунизма "икарийский коммунизм" К. вскоре сошел с историч. сцены.

Соч.: "Путешествие в Икарию" - самое популярное соч. К., впервые появилось в 1840 в Париже без указания действительного автора под заглавием: "Путешествие и приключения лорда Уильяма Керисдолла в Икарии, пер. Т. Дюфрюи с английского сочинения Френсиса Адамса" ("Voyage et Aventures de lord William Carrisdall en Icarie, traduits de l'anglais de Francis Adams par Th. Dufruit"). Co 2-го издания (Париж, 1842) книга стала выходить как соч. Э. Кабе под названием: "Путешествие в Икарию. Философский и социальный роман" ("Voyage en Icarie, roman philosophique et social"); в таком виде она переиздавалась в Париже трижды - в 1845, 1846 и 1848. Книга состоит из трех частей: описания путешествия в воображаемую страну; рассказа о переходе Икарии от старого обществ. порядка к строю общности - коммунизму; изложения основ учения об общности. Со 2-го издания книге предпосылалось предисловие, обосновывающее цели, замысел и построение произведения.

Переводы "Путешествия в Икарию" на др. языки (нем., англ. и исп.) появлялись в 19 и 20 вв. (нем., Р., 1847, исп., Barcelona, 1848, 1929). На рус. яз. книга переведена в 1914 М. Эйблером под ред. В. В. Святловского (не была издана), сокращ. перевод М. П. Богословской, [М. ], 1924; полный перевод издан в 1935 под ред. Э. Л. Гуревича; последнее, изд. 1948, ч. 1-3, [т. 1-2 ], с коммент. Э. Л. Гуревича и Ф. [Б. ] Шуваевой и вступ. ст. В. П. Волгина.

Révolution de 1830 et situation présente, P., 1832; Histoire populaire de la Revolution française de 1789 à 1830, t. 1-4, P., 1839-40; Douze lettres d'un communiste à un réformiste sur la communauté, P., 1841;Tout la vérité au peuple..., P., 1842; Propagande communiste, P., 1842; Comment Je suis communiste et Mon credo communiste, 5 éd., P., 1847; Le vrai christianisme suivant Jésus-Christ, 3 éd., P., 1848; Insurrection du 23 juin, ses causes, son caractère et ses suites..., P., 1848; Colonie ou République icarienne dans les États-Unis d'Amérique..., 2 éd., P., 1854.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Φ., Соч., 2 изд., т. 1-7, М., 1955-56 (по Указат. имен); Люкс Г., Этьен Кабэ и икарийский коммунизм, пер. с нем., СПБ, [1906 ]; Гепнер Α., Икарийцы в Сев. Америке, пер. с нем., СПБ, 1906; Волгин В. П., Французский утопический коммунизм, М., 1960, с. 207-38; Carie H. et Beluze J.-P., Biographie de'Étienne Cabet, fondateur de l'école Icarienne, livraisons 1-4, P., 1861-62; Shaw Α., Icaria, a chapter in the history of communism, N. Y.-L., 1884; Bonnaud F., Etienne Cabet et son oeuvre, P., 1900; Prudhommeaux J., Icarie et son fondateur, Étienne Cabet..., P., 1907; Angrand P., Étienne Cabet et la république de 1848, P., 1948.

И. Зильберфарб. Москва.

В начало энциклопедии