Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КАРАВЕЛОВ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАРАВЕЛОВ

Любен (2 мая 1834 - 21 янв. 1879) - деятель и теоретик болг. освободит. движения; писатель, публицист, лит. критик; философ-материалист. Род. в г. Копривштица в семье откупщика, В 1857-66 жил в России (Москва), где испытал влияние рус. революц.-демократич. лит-ры. Учился на историко-филологич. фак-те Моск. ун-та (1857-59). В. 1867-69 находился в Белграде, сотрудничая с прогрессивной организацией серб. молодежи "Омладина". В 1869 уехал в Бухарест, где вместе с В. Левским создал (1870) Болгарский революц. Центр. комитет (БРЦК), возглавлявший широко разветвленную революц. организацию; К. стал редактором органов БРЦК - газет "Свобода" (1869-72) и "Независимость" (1873-74). После провала ряда революц. к-тов К. перешел в 1875 на позиции просветительства, отраженного в издаваемом им журн."Знание".

По своим филос. воззрениям К. был материалистом. Он признавал вечность материи, Вселенной, был глубоко убежден в познаваемости мира. Воюя с религ. воззрениями (правда, в творчестве К. встречаются деистич. положения), защищая науку, он отвергал путь сверхчувств. истины. Однако антропологич. характер материализма К. обусловил целый ряд ограниченностей его филос. взглядов и прежде всего их метафизич. характер (хотя подчас К. использовал положения диалектики для доказательства необходимости революц. действия). Антропологизм сказался и во взглядах К. на общество - в попытках объяснить социальные явления закономерностями природы, в преувеличении роли географич. среды в жизни общества. К. писал, что история должна быть естественной, что "ни историк, ни моралист, ни философ не достигнут своей цели, если их исследования не будут основаны на изучении природных явлений, на данных естественных наук" (Избр. произведения болг. революц. демократов, М., 1959, с. 170).

Главное в социальных идеях К. составляет его концепция народа как субъекта всех изменений в обществе, как силы, способной ликвидировать нац. и феод. гнет. "При составлении истории, - писал К., - мы должны больше всего стараться найти те факты, которые показывают стремления массы всего народа" (цит. по кн.: "История философии", т. 2, 1957, с. 516). Народ - подлинный самодержец будущего "свободного государства", к-рое должно быть построено на основах полной справедливости, трудового принципа и уравнения в имуществ. положении.

Усматривая источник обществ. движения в науке, разуме, К. пытался при помощи этого идеалистич. принципа обосновать необходимость активной деятельности человека по преобразованию социального строя: "Человек, - по К., - существо, способное к прогрессу и цивилизации, он должен развивать свой ум (разум), во всем стремиться к справедливости и добру, и, если человек убежден, что понимает недостатки общественной жизни, он должен приложить все усилия к их исправлению, не ожидая, когда они исправятся сами по себе" (Избр. произв. ..., с. 88).

К. писал: "исключительным предметом искусства" должна быть действит. жизнь (см. тамже, с. 138). В повестях и рассказах, написанных на болг., сербском и рус. языках (сб. "Страницы из книги страданий болгарского племени", 1868; "Виновата ли судьба?", 1868-69, на серб, яз., болг. изд. 1947, и др.), К. выступил одним из основоположников реализма в болг. лит-ре.

Соч.: Съчинения, т. 1-8, Руссе, 1886-88; Български глас (брошура), Женева, 1870; Книжовност, "Свобода", 1871, 17 янв., гл. 2, бр. 3; 1871, 23 янв., бр. 4; Що е живот? Бух., 1874; Знаеш ли ти кои сме?, С., 1947 (совм. с Христо Ботевым); Избрани произведения, т. 1-3, С., 1954-56; Публицистиката, ... до излизането на вестник "Свобода" (1860-1869). Статии, дописки, писма, С., 1958; в рус. пер. - Болгары старого времени, М., 1950; Повести и рассказы, М., 1954; см. также вкн.: Избр. произведения болг. революц. демократов, М., 1959, с. 63-252 (вступит. статья Л. Воробьева).

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 512-19; Воробьев Л. В., К вопросу о философских воззрениях Любена Каравелова, "Научн. докл. высшей школы. Философские науки", 1959, No 1; его же, Философские и социологические воззрения Любена Каравелова, М., 1962; Πенев Б., Любен Каравелов. Живот - личность - творения, С., 1936; Христу В., Любен Каравелов за федерацията, С., 1948; Любен Каравелов. Библиография. 1837-1947, С., 1948; Константинов Г., Любен Каравелов. Живот-идеи-литературно наследство, С., 1949; Грозев Г., История на българската философия, ч. 1, С., 1957 (гл. пета); Кондарев Н., Идеологията на Любен Каравелов, С., 1957; Димитров М., Любен Каравелов. Биография, С., 1959; Πавлов Т., Избрани произв., т. 3, С., 1960; Любен Каравелов (1879-1959). Библиографски и методични материали, Плевен, 1959.

Гр. Грозев. НРБ.

В начало энциклопедии