Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КАНТЕМИР АНТИОХ ДМИТРИЕВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАНТЕМИР АНТИОХ ДМИТРИЕВИЧ

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич [10(21) сент. 1708 - 31 марта (11 апр.) 1744 ] - рус. писатель-сатирик, распространитель филос. знаний в России; дипломат. Род. в Константинополе, сын Д. Кантемира. Получил разностороннее образование. Принадлежал к т.н. "ученой дружине", объединявшей сторонников петровских реформ. Посол в Англии (с 1732), Франции (1738-44). За границей установил связи с Монтескьё, Вольтером и др. В 9 сатирах ("Сатира I. На хулящих учение. К уму своему", 1729) К. защищал науку, обличал невежество и консерватизм духовенства и дворянской аристократии. Видя в крепостнич. строе "естественное" распределение обществ. сил, К., однако, осуждал его крайние формы. Политич. и социологич. взгляды К., выражавшие идеологию служилого дворянства, своеобразно связаны с теорией естественного права и принципом "общей пользы". В 1730 К. перевел "Разговоры о множестве миров" Фонтенеля (опубл. 1740). В комментарии к переводу К. разъяснил ряд науч. и филос. понятий, заложив основы рус. филос. терминологии. "Естество" (натура), "вещество" (материя), "понятие" (идея) и др. термины были истолкованы К. в духе метафизич. материализма и сенсуализма. В комментарии приведены нек-рые историко-филос. сведения.

Мировоззрение К. непоследовательно. Он делил мир на области естественного и сверхъестественного, придерживался деизма, теории двойственной истины, допускал рефлексию как "способ разумения". В филос. трактате "Письма о природе и человеке" (1742) К. рассматривал мир как создание божества. Наука, изучающая природу и человека, подтверждает, по К., премудрость творца. Близкий к картезианскому рационализму, К. не мог объяснить происхождение абстрактных понятий, особенно не имеющих непосредственно чувств. основы, и ссылался на их сверхприродный источник. К. переводил также "Персидские письма" Монтескьё (перевод до нас не дошел), произведения Анакреонта, Горация и др. Как поэт К. был зачинателем рус. классицизма.

Соч.: Сочинения, письма и избранные переводы, под ред. П. А. Ефремова, т. 1-2, СПБ, 1867-68; Собрание стихотворений, Л., 1956, вступит. статья Ф. Я. Приймы.

Лит.: Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, кн. 2, ч. 3, гл. 2, § 3 - А. Д. Кантемир, Соч., т. 21, М.-Л., 1925; Белинский В. Г., Портретная галлерея русских писателей, I. Кантемир, Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955; Сементковский Р. П., А. Д. Кантемир, СПБ, 1893; Майков Л. Н., Материалы для биографии кн. А. Д. Кантемира, СПБ, 1903; Покровский В. [И. ] (сост.), Антиох Дмитриевич Кантемир. Его жизнь и сочинения. Сб. историко-лит. статей, 2 изд., М., 1910; Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 2 изд., М., 1951; Алексеев М. П., Монтескье и Кантемир, "Вестн. ЛГУ", 1955, No 6. Сер. обществ. наук; Галактионов Α. Α., О месте А. Д. Кантемира в истории русской философии, "Вестн. ЛГУ", 1956, No 11 (Сер. экономики, философии и права, вып. 2); Петров Л. Α., Философские взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира, "Тр. Иркутск, гос. ун-та им. А. А. Жданова. Сер. филос", 1957, т. 20, вып. 1; его же, Социологические взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира, там же, 1958, т. 20, вып. 2; его же, Общественно-политические взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира, там же, 1959, т. 20, вып. 3; Радовский М. И., Антиох Кантемир и Петербургская Академия наук, М.-Л., 1959; Проблемы рус. просвещения в литературе XVIII в., М.-Л., 1961 (имеется библиогр. за 1917-59).

А. Галактионов. Ленинград.

В начало энциклопедии