Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
АППЕРЦЕПЦИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АППЕРЦЕПЦИЯ

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. аd - к и perceptio - восприятие) - зависимость восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания психич. деятельности человека, в свою очередь являющихся результатом отражения действительности на основе обществ. практики. Термин "А." ввел Лейбниц, обозначив им акт перехода бессознательных психич. состояний (перцепций) в ясно и отчетливо осознаваемые. "Восприятие цвета или света, которое мы сознаем, состоит из некоторого количества малых восприятий, которых мы не сознаем, а шум, восприятие которого мы имеем, но на который не обращаем внимания, становится доступным сознанию благодаря небольшому прибавлению или увеличению" ("Новые опыты о человеческом разуме", М.-Л., 1936, с. 120). В этом смысле А. у Лейбница близка к совр. понятию о внимании, но не совпадает с ним, т.к. Лейбниц связывал с А. и самосознание: благодаря А. становится возможным отчетливое представление не только к.-л. содержания, но и того, что оно находится в моем сознании (см. "Монадология", § 30, Избр. филос. соч., М., 1908, с. 347, см. также с. 326). Новый смысл приобретает А. у Канта, разграничившего эмпирич. А. и трансцендентальную А. Первая - осознание единства непрерывно меняющихся психич. состояний. Она имеет чисто субъективное значение. Напротив, трансцендентальной А. отводится центр. место как начальной основе единства и целостности опыта и познания. "Трансцендентальным единством апперцепции называется то единство, посредством которого все данное в наглядном представлении многообразие объединяется в понятие объекта" (Кант И., Критика чистого разума, П., 1915, с. 101-102). Рассудок конструирует объект с помощью категорий и тем самым осуществляет единство трансцендентальной А. Сами же "категории суть понятия, а priori предписывающие законы явлениям, т.е. природе, как совокупности всех явлений" (там же, с. 113). Т.о., трансцендентальная А. - существ. часть кантианской доктрины, утверждающей, будто разум приписывает законы природе. Согласно нем. ученому Гербарту, А. - осознавание вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного запаса представлений. Этот запас Гербарт назвал "апперцепционной массой". Новые представления пробуждают старые, сливаются с ними и образуют новые соединения (см. I. F. Herbart, Psychologie als Wissenschaft.., Bd 2, Königsberg, 1825, Кар. 5, § 125). В концепции Гербарта имелся рациональный момент, обусловивший ее большую популярность в педагогике и педагогич. психологии. Выдвигалась проблема связи и взаимодействия новых восприятий и представлений с наличными знаниями, истолкования неизвестного путем использования прошлого опыта. Широкую известность получило понятие А. в психологии последнего времени благодаря работам Вундта и его учеников (Кюльпе, Мёйман и др.). Вундт придал А. характер осн. начала всей психич. деятельности. А. - единств. акт, благодаря к-рому становится возможным отчетливое осознание психич. состояний. Она может быть пассивной (когда новое содержание входит в сознание без волевого усилия) и активной, дающей возможность преднамеренно направить мысль на объект. Но во всех случаях А. "носит в себе все признаки в о л е в о г о д е й с т в и я " (Вундт В., Лекции о душе человека и животных, СПБ, 1894, с. 258) и потому выступает как проявление воли. Вундт поставил в зависимость от А. как всю внутреннюю работу мысли, так и внешнее поведение: различение объектов и установление отношений между ними (сравнение, анализ, синтез), регуляцию действий (в частности, их торможение) и т.д. Сделав попытку найти для А. соответств. физиологич. субстрат, Вундт выдвинул гипотезу об "апперцепционных центрах" в мозгу, оговариваясь, однако, что влияние этих центров не распространяется на т.н. высшие психологич. процессы ("Grundzüge der physiologischen Psychologie", Bd 1, 6 Aufl., Lpz., 1908, S. 378-385). Вундтовская теория А. явилась реакцией на учение о сводимости всех проявлений психич. деятельности к законам ассоциации (см. Ассоциативная психология). Механистич. трактовка ассоциации лишала возможности понять активный, избират. характер сознания и поведения. Стремясь решить эту задачу, Вундт и использовал А. в качестве исходного объяснит. принципа, уводя тем самым психологию от детерминистич. объяснения изучаемых явлений, т.к. конечной причиной последних провозглашался ничем не обусловленный чисто психич. акт. Психологи-идеалисты, критиковавшие Вундта, не смогли, находясь на ложных методологич. позициях, предложить позитивное решение проблемы направленности и единства сознания. Нем. идеалист Э. Гартман, напр., утверждал, что активная сила, регулирующая психич. процессы, действует не в сфере сознания, а за его пределами: "...апперцепции... могут быть только абсолютно-бессознательными психическими функциями" ("Современная психология", М., 1902, с. 121). Нем. ученый Мюнстерберг, обвиняя Вундта в игнорировании моторных функций, в своих попытках объяснить внимание, торможение и др. проявления активности организма также признал первичным фактором волевой импульс. Гештальтпсихология свела А. к изначальной структурной целостности восприятия, якобы коренящейся в самой природе субъекта.

Развитие науч. физиологии и психологии показало, что операции, к-рые идеализм относил к проявлениям А. (синтез, анализ, установление отношений и т.д.), представляют собой обусловленное реальной деятельностью отражение действительности в мозгу человека. Единство и цельность познания имеют своей основой единство материального мира. Совр. науч. психология понимает под А. зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. В этом смысле А. - одна из простейших и вместе с тем фундамент. психологич. закономерностей. Отражение предмета - не зеркальный, а сложный диалектич. процесс и характер восприятия, его содержательность и глубина непрерывно меняются в результате овладения новыми знаниями, с возникновением новых интересов. Поэтому на одну и ту же вещь 2 человека могут как бы смотреть "разными глазами", т.е. иметь различную А.

А. может быть устойчивой и временной. В первом случае на восприятие влияют устойчивые особенности личности (мировоззрение, образование, профессиональные интересы и т.д.), во втором случае - психич. состояние в данный момент (ожидание, мимолетное чувство). Физиологич. основу А. раскрывает учение Павлова о замыкании и сохранении временных связей в коре головного мозга и о системном характере высшей нервной деятельности, а также учение Ухтомского о доминанте как центре наибольшей возбудимости, подчиняющем себе работу остальных нервных центров.

Лит.: Ивановский В., К вопросу об апперцепции, "Вопр. филос. и психол.", 1897, кн. 36(1); Теплов Б. М., Психология, 2 изд., М., 1948.

М. Ярошевский. Куляб.

В начало энциклопедии