Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ГРАБОВСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГРАБОВСКИЙ

Павел Арсеньевич [30 авг. (11 сент.) 1864 - 29 ноября (12 дек.) 1902] - укр. революц. демократ, поэт. Род. в семье пономаря. В 1879 поступил в Харьковскую духовную семинарию, из к-рой в 1882 был исключен "ввиду вредного его направления" (Архив Харьковского губернатора, дело No 136/211). Как один из руководителей Харьковской организации "Черного передела" (см. Народничество) неск. раз подвергался арестам. С 1893 находился в ссылке (Вилюйск, Якутск, Тобольск), где и умер. Мировоззрение Г. формировалось под влиянием рев.-демократич. укр. и рус. лит-ры (произведений Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Шевченко) и впоследствии - идей марксизма, изучение к-рого дало Г. возможность вплотную подойти к правильной оценке обществ. жизни России в 90-х гг. 19 в. Рисуя картины тяжелого подневольного труда при капитализме (стих. "Работнику", "Швея" и др.), Г. считал, что только путем революц. борьбы можно добиться коренного улучшения жизни народа (стих. "К друзьям", "Вперед" и др.). В 90-х гг. Г. критиковал реформизм либер. народничества, заявляя, что "марксисты разбили иллюзии народников" (Письмо к П. Якубовичу, см. журн. "Русское богатство", 1912, No 5, с. 64), и приветствовал влияние на деревню "просветительной работы и общественного сознания, которые идут из города" (см. журн. "Радянське литературознавство", 1940, No 5-6, с. 276). Г. разоблачал классовую сущность укр. бурж. национализма, указывая на антинар. характер теорий "бесклассовости", "безбуржуазности" укр. нации (см. Избранное, 1952, с. 367-68).

В философии Г. критиковал идеализм Шеллинга и Гегеля. Идеи франц. материалистов и англ. эмпириков являются, по Г., "началом философии более жизненной и более свободолюбивой", чем "туманные абстракции" нем. идеалистов ("Данило Михайлович Кавунник-Велланський", "Записки наукового товариства iм. Шевченка", Львiв, 1897, т. 15, кн. 11, с. 5); вместе с тем Г. не понял прогрессивного характера гегелевской диалектики. Отвергая учение о бессмертии души и загробном мире, Г. оценивал религию как средство духовного порабощения народа ("Кое-что об общественном сознании", журн. "Народ", Львiв, 1894, No 23-24, с. 368). В представлении Г., "жизнь - непримиримая борьба"; она находится в постоянном, не прекращающемся развитии. Ум человека, как и жизнь, движется вперед, ищет новых пространств (см. журн. "Правда", Львiв, 1894. т. 21, вып. 64, с. 406). Поступат. развитие общества связано с борьбой классов (см. П. А. Грабовский, Вибранi твори, 1949, с. 99). Наиболее ярко материализм Г. выражен в его эстетич. взглядах, где Г. отстаивал реализм и выступал против теории "искусства для искусства", к-рую называл "барской".

Соч.: Вибранi твори, Κиïв, 1949; Зiбрання твopiв. т. 1-3, Киïв, 1959-1960; в рус. пер. - Избранное, М., 1952.

Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 617-25; Беспальчий В., П. А. Грабовский - выдающийся украинский поэт-революционер, в кн.: Украинские революционные демократы. Общественно-политические и философские взгляды, сб. статей, М., 1954; Кисельов О. I., Павло Грабовський. Збирка статтей i материiалiв, Киïв, 1948; его же, Павло Грабовський. Життя i творчiсть, Киïв, 1951; Бухалов Ю. Ф., Суспiльно-полiтичнi погляди П. А. Грабовського, Киïв, 1957 (имеется библиогр. работ Г.); Пашкова А. О., Фiлософськi погляди П. А. Грабовського, "Науковi записки. Киïвський державний унiверситет iм. Т. Г. Шевченка", 1954, т. 13, вип. 11. Збipник филос. фак-ту, No 1; ее же, Естетичнi погляди П. А. Грабовського, там же, 1957, т. 16, вип. 4. Збiрник филос. фак-ту, No 3.

А. Лысенко. Киев.

В начало энциклопедии