Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ГРАМШИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГРАМШИ

ГРАМШИ (Gramsci), Антонио (23 янв. 1891 - 27 апр. 1937) - основатель Итальянской коммунистической партии, выдающийся итальянский марксист-ленинец. В 1911 поступил в Туринский ун-т, где изучал историю, философию и филологию, с 1913 - член итальянской социалистической партии. Основал в Турине еженедельник "L'Ordine Nuovo" ("Новый строй", 1919) - орган революц. движения туринских фабрично-заводских советов. На Ливорнском съезде (1921) социалистич. партии Г. и Тольятти и возглавленное ими левое крыло партии порвали с реформистами и максималистами, с оппортунистич. большинством партии и основали Итальянскую коммунистическую партию. Под руководством Г. была проделана большая работа по укреплению рядов молодой итал. компартии. В 1924 по инициативе Г. была основана газета "L'Unita". В обстановке все нараставшего наступления фашистских сил Г. боролся за единство рабочего класса, разоблачал преступную деятельность фашистского правительства. 8 ноября 1926 Г. был арестован по приказу Муссолини и сослан на о-в Устика. В 1928 фашистский трибунал приговорил его к 20 годам тюремного заключения. Под давлением обществ. мнения фашисты перевели тяжело больного Г. из тюрьмы в госпиталь. Г. умер в день выписки из больницы.

В тюрьме Г. написал 7 томов т.н. "Тюремных тетрадей" - более 3 тыс. страниц рукописного текста.

Науч. интересы Г. чрезвычайно разносторонни. Он занимался вопросами философии, истории, истории литературы, эстетики, политич. экономии и социологии. В центре внимания философских исследований Г. находились вопросы историч. материализма. Г. подчеркивал органич. единство диалектич. и историч. материализма, рассматривая марксистскую философию как новую, высшую фазу в истории развития мировой мысли. "Действие и значение диалектики, - писал Г., - могут быть поняты во всем их основном значении только в том случае, если "философия практики" воспринимается как цельная и оригинальная философия, знаменующая новую фазу в истории развития мировой мысли. Как таковая, она превосходит и, преодолевая, включает в себя все живые соки предшествующей философии, как в ее материалистическом, так и идеалистическом течениях" (Opere, v. 2, р. 131-32). Он показывал в своих работах значение диалектич. метода для решения проблем историч. материализма, в частности вопроса о роли нар. масс в истории. Критикуя историч. идеализм Гегеля и ухудшенную его разновидность, развитую в филос. учении Кроче, Г. во всех историч. исследованиях исходил из основных положений историч. материализма. Идея гегемонии пролетариата является для Г. той отправной позицией, с к-рой он критикует крочеанский идеализм. На основе глубокого анализа взаимоотношений базиса и надстройки капиталистич. об-ва Г. выясняет историч. роль интеллигенции при капитализме, рассматривает вопрос о союзе интеллигенции с рабочим классом в борьбе за социализм. При этом Г., защищая марксистское учение о базисе и надстройке, критикует метафизическое вульгарное истолкование материалистич. решения вопроса об отношении базиса и надстройки.

Главным двигателем истории Г. считал нар. массы, а прогресс в их жизни - критерием историч. прогресса вообще. Он постоянно подчеркивал значение активности нар. масс в историч. процессе. Прогрессивность того или иного обществ. явления, писал Г., определяется отношением к нему нар. масс. Г. указывал, что нельзя говорить об абсолютной пассивности нар. масс, ибо даже в эпохи, когда народ задавлен гнетом экономич. эксплуатации и политич. бесправием, он накапливает внутренние силы для будущих действий, и это накопление сил есть тоже активность. С этих позиций Г. критикует бурж. концепцию "извечной пассивности масс", согласно к-рой массы есть лишь бессознательно действующая сила, в к-рую вносится сознание либо "абсолютом", либо аристократами духа - идеологами. История идеологий, по Г., представляет нам картину движения нар. масс от стихийности к сознательности, в этом процессе отражается практич. деятельность народа, его участие в классовой борьбе.

Наиболее ярким проявлением активности и сознательности пролетариата, идущего во главе народа, Г. считал создание "государства нового типа", т.е. диктатуры пролетариата, органически связывая, т. о., вопрос о государстве с вопросом о роли нар. масс в истории. Этой проблеме Г. посвятил много заметок и историч. экскурсов, гл. обр. в том выпуске "Тюремных тетрадей", к-рый носит название "Заметки о Макиавелли, политике и о новом государстве" (A. Gramsci, Note sul Machiavelli, sulla politica e sullo stato moderno, 1949).

Г. правильно ставил вопрос о месте новой идеологии внутри старой надстройки. Он писал, что идущий к захвату власти класс (речь идет о пролетариате) еще до утверждения своего господства должен становиться все более влиятельным в смысле развития у него самой передовой идеологии и все усиливающейся его роли в экономической и политической жизни страны, хотя он еще не является господствующим, политически правящим классом. Придя к власти, этот класс полностью осуществляет свои функции идеологического руководства в новой надстройке (см. Ореrе, v. 4, р. 70). Превращение пролетариата в господствующий класс создает условия для культурной революции. В ней диалектически реализуется создание новой культуры и критическое освоение всего прогрессивного культурного наследства. Г. глубоко исследовал историю итал. нац. культуры и показал реакционную роль католицизма, противопоставлявшего космополитизм церкви развитию нац. государства, нац. языка и культуры, начиная с эпохи Возрождения. Культурная революция, подчеркивал Г., неотделима от культурной традиции; Г. выступал против сглаживания коренной разницы между бурж. и социалистич. культурой. В своих работах Г. уделял также большое внимание изучению филос. мысли эпохи Возрождения, франц. материализма 18 в., критике неопозитивистского и неокантианского течений совр. бурж. философии и т.д. В особенности большое значение имеет его критика идеализма Кроче, анализ: причин его влияния на итал. интеллигенцию.

Соч.: Ореrе, v. 1-9, Torino, 1952-58. Соч. в рус пер. - Избр. произв., т. 1-3, М., 1957-59.

Лит.: Ленин В. И., Тезисы об основных задачах Второго конгресса Коммунистического

Интернационала, Соч., 4 изд., т. 31; Тольятти П. (Эрколи М.), Грамши и компартия Италии, [М.], 1937; Итальянская Коммунистическая партия. Краткий истор. очерк, пер. с итал., М., 1951; Егерман Э. Я., Антонио Грамши о крестьянском вопросе в Италии, "Вопр. философии", 1950, No 1; его же, "Литература и национальная жизнь" Антонио Грамши, там же, 1953, No 1 ; его же, Антонио Грамши о литературе, "Иностранная литература", 1957, No 1; Лиспи М., Ранние работы Антонио Грамши, "Вопр. философии", 1959, No 11; Группи Л., Наследие Грамши, "Проблемы мира и социализма", 1959, No 12; Ломбардо-Радиче Л. и Карбоне Дж., Жизнь Антонио Грамши, пер. с итал., М., 1953; Τоgliatti P., Gramsci, Scritti di Palmiro Togliatti..., 3 ed..., Roma, 1948; его же, Gramsci, Milano, 1949; Studi Gramsciani, Roma, 1958; Sereni Ε., Scienza, marxismo, cultura, [Milano, 1949].

В начало энциклопедии