Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ТОЙНБИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТОЙНБИ

ТОЙНБИ (Toynbee), Арнолд Джозеф (р. 14 апр. 1889) - англ. историк и социолог, оказавший большое влияние на социальную философию и обществ. сознание капиталистич. Запада. В 1919-24 - проф. Лондонского ун-та, в 1925-55 - Лондонской школы экономич. наук. В течение мн. лет сотрудничал в учреждениях министерства иностр. дел; в годы 1-й и 2-й мировых войн был экспертом по междунар. отношениям, участвовал в мирных конференциях. В 1925-55 - один из руководителей Королевского ин-та междунар. отношений; составлял (совместно с В. М. Баултером) ежегодные обзоры политич. событий в мире ("A survey of international affairs", L., 1925-65).

Т. испытал влияние Шпенглера, Бергсона, а также христианских теологич. концепций истории. Первые его работы посвящены анализу междунар. отношений и внешней политике Англии. Всемирную известность ему принесло "Исследование истории" ("A study of history", v. 1-12, L., 1934-61), в к-ром он стремился переосмыслить все общественно-историч. развитие человечества в духе круговорота локальных цивилизаций. Согласно концепции Т., не существует единой истории человечества, а есть лишь история отдельных своеобразных и замкнутых цивилизаций (в первонач. варианте он их насчитывал 21, затем сократил до 13, не считая второстепенных и недоразвитых). Исходя из того, что эпоха цивилизаций занимает всего 2% времени существования на Земле человека, Т. считает их все эквивалентными по своим ценностям и современными друг другу. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения (genesis), роста (growth), надлома (breakdown) и разложения (désintеgration), после чего гибнет, уступая место другой. Считая социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизациях, аналогичными, Т. пытается вывести на этом основании нек-рые "эмпирич. законы" обществ. развития, позволяющие предвидеть гл. события и в совр. мире. До наст. времени, по Т., сохранилось лишь пять осн. цивилизаций - китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущей силой развития цивилизаций, по мнению Т., является "творческое меньшинство", носитель мистич. "жизненного порыва", к-рое, удачно отвечая на различные историч. "вызовы", увлекает за собой "инертное большинство". Своеобразие этих "вызовов" и "ответов" определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и филос. концепции смысла жизни. Оказавшись однажды неспособной решить очередную социально-историч. проблему, "творч. элита" превращается тем самым в господствующее меньшинство, навязывающее свою власть силой, а не авторитетом; отчужденная же масса населения становится "внутр. пролетариатом", к-рый совместно с "варварской периферией", или "внешним пролетариатом", в конечном счете разрушает данную цивилизацию, если она прежде не гибнет от военного поражения либо естественных катастроф.

На протяжении трех десятилетий, в ходе создания "Исследования истории" Т. неоднократно пересматривал детали своей концепции: греко-римская "модель цивилизации", под к-рую первоначально подгонялась история других народов, была им дополнена двумя другими альтернативами в развитии цивилизаций; больший акцент был сделан на локальном своеобразии цивилизаций и их историч. преемственности; фатальные закономерности уступили место взаимодействию различных тенденций, так что вся схема обществ. развития приобрела более индетерминистский характер ради обоснования способности "зап. цивилизации" к дальнейшему развитию. Стремясь ввести в свою концепцию историч. круговорота цивилизаций элементы поступат. развития, Т. усматривает прогресс человечества в духовном совершенствовании, в религ. эволюции от примитивных анимистич. верований через универсальные религии к единой синкретич. религии будущего. В соответствии с этим все цивилизации он ныне распределяет по трем поколениям, причем "универсальное гос-во" каждой предыдущей цивилизации порождает одновременно и "универсальную церковь", к-рая становится, в свою очередь, зародышем, "куколкой" для последующей цивилизации, вплоть до торжества всемирной религии общечеловеческого братства.

Концепция Т. является идеалистич. ответом на механистич. доктрину линейного прогресса общества, на плоский позитивистский эволюционизм; она содержит также своеобразную альтернативу "европоцентризму". Концепция цивилизаций Т. обращает внимание на своеобразие прохождения отд. народами различных стадий в поступат. развитии общества, хотя и абсолютизирует его.

В последних работах Т. значительно эволюционировал в своих политич. взглядах; его в прошлом апологетич. позиция по отношению к США сменилась критической; он все больше обращается к совр. социальным и экономич. проблемам капиталистич. Запада; по его мнению, выход из глубоких внутр. противоречий капиталистич. системы и конфликта между Западом и "третьим миром" лежит на пути духовного обновления, отказа от меркантилистской философии и абсолютизации материальных ценностей. Т. выступает против ультрареакц. кругов на Западе, сочувственно относится к нац.-освободит. движению, выступает за мирное сосуществование и взаимопонимание между Западом и социалистическими странами.

Соч.: Nationality and the war, L., 1915; The new Europe, L., 1915; The Western question in Greece and Turkey, L., 1922; The world after the peace conference, L., 1925; A journey to China, L., 1931; Civilization on trial, N. Y., 1948; War and civilization, N. Y., 1950; The world and the West, L., 1953; An historian's approach to religion, L., 1956; A study of history. Abridgement by D. Somervell, v. 1-2, L., 1946-57; East to West, L., 1958: Christianity among the religions of the world, L., 1958; Hellenism. The history of a civilization, L., 1959; Between Oxus and Jumna, L., 1961; America and the world revolution. N. Y., 1962; The present-day experiment in Western civilization. L., 1962; Change and habit, L,, 1966; Experiences, L. - [a. o.], 1969.

Лит.: Косминский Ε. Α., Историософия А. Т., "Вопр. истории", 1957, No 1; Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. историч. мысли, М., 1959; Араб-Оглы Э. Α., Концепция историч. круговорота, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, под ред. Ю. П. Францева, М., 1960; Mapкарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Семенов Ю. Н., Обществ. прогресс и социальная философия совр. буржуазии, М., 1965, гл. 1; Чесноков Г. Д., "Проблема цивилизации" в философии истории А. Т., "ВФ", 1966, No 10; Рашковский Е. Б., Структура и истоки философско-историч. концепции А. Д. Т., там же, 1969, No 5; Zahn Ε., Toynbee und das Problem der Geschichte, Köln, 1954; Αnderle О. F., Das universalhistorische System A. J. Toynbees, Fr./M., 1955; Toynbee and history, ed. by Μ. Ε. A. Montagu, Boston, 1956; Samuel M., The professor and the fossil. Some observations on A. J. Toynbee's "A study of history", N. Y., 1956; "Diogène", 1956, No 3 (спец. номер, посвященный T.); Geyl P., Debates with historians, N. Y., 1958; L'histoire et ses interprétations. Entretiens autour d'A. Toynbee. Sous la direction de R. Aron, P., 1961; Critiques of A. J. Toynbee's work, в кн.: Toynbee A. J., A study of history, v. 12, L., 1961, p. 680-90; Popper M., A bibliography of the works in English of A. Toynbee. 1910-1954, L.-N. Y., 1955.

Э. Араб-оглы. Москва.

В начало энциклопедии