Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ТИПИЧЕСКОЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТИПИЧЕСКОЕ

ТИПИЧЕСКОЕ - или типичное (от греч. τύπος - образец), - нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы объективного мира; в этом смысле говорят о типичных для данной эпохи и нации людях, событиях, идеях, о типичном для к.-л. страны ландшафте и животном мире и т.п. Смысл термина "типичное" ясно выступает в суждении Ленина о том, "... бывают ли исторические законы, касающиеся революции и не знающие исключения?... Таких законов нет. Такие законы имеют в виду лишь типичное, то, чтó Маркс однажды назвал "идеальным" в смысле среднего, нормального, типичного..." В различных конкретных условиях по-разному решается вопрос, "...насколько типичен или вероятен мирный или насильственный переворот..." (Соч., т. 28, с. 218, 219). Т.о., Т. не имеет необходимости строгого закона, но и не представляет собой случайный, произвольный феномен, занимая как бы "среднее" место между необходимым (законом) и случайным. Так, при всех неизбежных исключениях можно определить осн. экономич., политич., идеологич. и т.п. типы людей, присущие к.-л. конкретному обществ. организму (напр., в "Развитии капитализма в России" Ленин охарактеризовал рус. "экономические типы" конца 19 в.). Категория Т. выступает в различных областях науч.-филос. мысли (особенно в социологии), но наиболее существ. роль она играет в эстетике.

В развитии теории иск-ва можно отчетливо: проследить соответствующую тенденцию. Так, по Аристотелю, иск-во воссоздает "вероятное", возможное; теоретики классицизма выдвигают тезис об "образцовости" художеств. образов; эстетика Просвещения ставит на первый план идею "нормального", "естественного": как основы иск-ва; с т. зр. Гегеля, иск-во творит образы "идеальных" (т.е. наиболее развивших свои возможности) явлений и т.д. В этой смене понятий отражаются этапы развития не только эстетики, но и самого иск-ва. Собственно понятие Т. становится определяющим в эстетике 19 в. (Белинский, Тэн, Г. Брандес и др.), связанной с реалистич. иск-вом. Ф. Энгельс в 1888 определил художеств. реализм как "правдивость воспроизведения типических характеров в типических обстоятельствах".

В развитии сов. эстетики исследование понятия Т. занимало огромное, подчас центральное место. Однако во мн. работах начиная с 20-х гг. и до наст. времени неправильно отождествлялись социологич. и эстетич. подходы к проблеме Т., различные по существу, ибо иск-во ставит перед нами не понятия о типах людей, а образы типич. характеров, в к-рых воссоздается многосторонняя человеческая цельность. Ленин, говоря об особенностях художеств. произведения, в отличие, напр., от социологич. исследования, утверждал, что в нем "... весь гвоздь в и н д и в и д у а л ь н о й обстановке, в анализе х а р а к т е р о в и психики д а н н ы х типов" (там же, т. 35, с. 141). Поэтому в литературоведении и эстетике несостоятельно, напр., механически перенесенное из политэкономии и социологии понятие "тип помещика". Рус. лит-ра 19 в. воссоздавала не "типы помещиков", а многообразные типич. характеры, порожденные помещичьей Россией. Эта Россия могла - с равной степенью вероятности - порождать и характеры, подобные гоголевскому Манилову и щедринскому Головлеву, и такие характеры, как тургеневский Лаврецкий и толстовский Левин. С экономич. т. зр. (то есть в аспекте классового типа), эти фигуры различаются не так уж значительно; между тем с эстетич. т. зр., в плане художеств. характера, различие между ними громадно. Так, если о Плюшкине можно сказать, что это характер, в к-ром все человеческое вытеснено "помещичьим", то Безухов, напр., это характер человека, сумевшего так или иначе преодолеть в себе крепостнич. свойства и ставшего своеобразным воплощением целой России.

Т. в иск-ве имеет прямое и непосредств. отношение к художеств. идее, к специфич. познават. сущности иск-ва. В образах типич. индивидуальностей, созданных в произведении, в их взаимодействии, в их связи с обстоятельствами как раз и воплощается художеств. познание мира, раскрывается конкретное соотношение личности и общества.

Лит.: Ревякин А. И., Проблема Т. в художеств. лит-ре, М., 1959 (имеется библ.); Кожинов В., Художеств, творчество как "мышление в образах", "Вопр. лит-ры", 1959, No 10; Гей Н. К., Типич. характер и проблема художественности, в кн.: Социалистич. реализм и классич. наследие, М., 1960; Бочаров С. Г., Характеры и обстоятельства, в кн.: Теория литературы, М., 1962; Besenbruch W., Zum Problem des Typischen in der Kunst, Weimar, 1956.

В. Кожинов. Москва.

В начало энциклопедии