Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ТОЛАНД

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТОЛАНД

ТОЛАНД (Toland), Джон (30 нояб. 1670 - 11 марта 1722) - англ. философ-материалист. Образование получил в ун-тах Глазго, Эдинбурга и Лейдена. Деятельность Т. развернулась в период классового компромисса 1688 и политич. реакции. В соч. "Племя левитов" ("Tribe of Levi", L., 1691) и "Христианство без тайн" ("Christianity not mysterious", L., 1696) T. критиковал религию и духовенство. По постановлению ирл. парламента вторая книга была сожжена, а автор приговорен к тюремному заключению, но бежал. Республиканец по политич. убеждениям, Т. издал сочинения республиканцев Дж. Мильтона (1699) и Гаррингтона (1700). В осн. филос. соч. "Письма к Серене" ("Letters to Serena", L., 1704), в "Пантеистиконе" ("Pantheisticon", Cosmopoli, 1720) и др. работах Т. развивал материализм и приблизился к атеизму, оставаясь в целом в рамках деизма. В своих антиклерик. и антирелиг. выступлениях Т. критиковал религ. нетерпимость, отвергал идею бессмертия души, загробного воздаяния. Основой происхождения религ. воззрений Т. считал ложные представления о душе как самостоят. нематериальном начале. Т. подчеркивал политич. значение религии как средства власть имущих держать "... в вечном рабстве своих подданных..." (Избр. соч., М.-Л., 1927, с. 64).

Материализм Т. примыкал к учению Спинозы. "... Во вселенной, - писал он, - существует только одна материя" (там же, с. 100). Она вечна, никем не сотворена, управляется объективными законами; состоит из элементарных частиц: "от их сложения, разъединения... происходят все вещи". Пустоты не существует. Вселенная едина и бесконечна и состоит из множества миров, представляет собой систему вихрей или водоворотов материи. В теории познания Т. сенсуалист, последователь Локка (последний, однако, отмежевывался от Т.).

Значение Т. в развитии материализма состояло в том, что он, признавая движение атрибутом материи, начал преодолевать ограниченность метафизич. понимания движения. Т. критиковал Спинозу за идею неподвижности и неизменности субстанции. "Как понять, - спрашивал Т., - что материя есть ... субстанция, если она не одарена способностью действовать?" (там же, с. 98); "... материя по необходимости столь же действенна, как и протяженна..." (там же, с. 93). Без движения материя лишена всяких качеств. От движения зависят формы всех телесных существ, их рождение, развитие и гибель (см. тамже, с. 98). При этом Т. не сводил все формы движения к механической, понимая его более широко, - как всеобщую внутр. активность материи. Внутр. активность является источником и механич. движения как пространств, перемещения, к-рое есть лишь частный случай движения. "...Необходимо проводить различие между внутренней энергией, самодвижением или существенной активностью всякой материи... и теми пространственными движениями или перемещениями, которые представляют собою лишь различные модификации существенной активности" (там же, с. 110). Здесь Т. подходил к проблеме самодвижения материи. Т. отвергал ньютоновскую теорию абс. пространства как вместилища материи: "...бесконечная материя и есть реальное пространство и вместилище..." (там же, с. 123, ср. с. 104). Учение Т. было лишено идеи развития. В процессе движения, согласно Т., ничего нового не возникает, движение во Вселенной - это круговорот.

Исходя из понимания внутр. активности материи, Т. критиковал идеи духовной субстанции и нематериальной души. Одновременно он подверг критике учение Спинозы о мышлении как атрибуте материи: "...мышление не может осуществляться иначе, как деятельностью мозга ... Мы ... не наблюдаем признаков мысли ни в чем, что лишено мозга..." (там же, с. 83). Материализм Т. и критика им религии оказали большое влияние не только в Англии, но и во Франции - на франц. материалистов 18 в., а также на Радищева и др. передовых философов 18 в.

Соч.: "Письма к Серене" ("Letters to Serena") одно из наиболее важных соч. Т., вышло в 1704 в Лондоне. Пер. на франц. аз. выполнен Гольбахом и издан Нежоном под назв. "Lettres philosophiques sur l'origine des préjugés", L., 1768; на нем.: В., 1959, вводная статья Э. Прахта; на словацк.: Bratislava, 1964, предисл. Т. Мюнца; рус. пер. И. Б. Румера с предисл. А. Деборина, в "Избр. соч.", М.-Л., 1927; The miscellaneous works, v. 1-2, L., 1747.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 138-48; т. 22, с. 299-301, 310-11; иx же, Избр. письма, М., 1948, с. 429-30; Ланге Ф., История материализма и критика его значения в настоящее время, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1881 (по имен. указат.); Τымянский Г. С., Д. Толанд, "ПЗМ", 1924, No 10-11; Щеглов Α., Материализм Д. Т., там же, 1938, No 10; История философии, т. 2, М., 1941, с. 238-44; Салимова К. И., Материализм Д. Т., "ВФ", 1956, No 1; Деборин А. М., Социально-политические учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958, с. 210-18; Веrthоld G., J. Toland und der Monismus der Gegenwart, Hdlb., 1876; Lantoine Α., J. Toland. 1670-1722, P., 1927; Seeber Α., J. Toland als politischer Schriftsteller, Freiburg-В., 1933 (Diss.); Muff M., Leibnizens Kritik der Religionsphilosophie von J. Toland, [Z.], 1940; Heinemann F. H., Toland and Leibniz, "The Philos. Review", 1945, v. 54, No 5, p. 437-57; J. Toland and the age of reason, "Archiv Philos.", 1950, No 4/1, p. 35-66; Crocker L. G., J. Toland et le matérialisme de Diderot, "Rev. d'histoire littéraire de la France", 1953, an. 53, No 3, p. 289-95.

Ю. В. Семенов. Саратов.

В начало энциклопедии