Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ГОДВИН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГОДВИН

Г о д у и н (Godwin), Уильям (3 марта 1756 - 7 апр. 1836) - англ. утопист, политич. писатель и беллетрист. Получил духовное образование и несколько лет был проповедником. Восприняв идеи франц. просветит. философии 18 в., особенно Руссо, к 1781 порвал с религией и занялся лит. деятельностью. Наряду с романами, рисующими картины эксплуатации рабочих и угнетения крестьян, написал ряд книг на морально-философские, социально-политич., экономич., педагогич. и историко-лит. темы. Доктрина Г., изложенная в "Исследовании относительно политической справедливости" ("An enquiry concerning political justice and its influence on general virtue and happiness", 1793; выходила под названием: "Enquiry concerning political justice and its influence on morals and happiness" в 1796,1842,1926,1946; рус. пер. кн. 8 - "О собственности", со вступ. ст. В. Волгина, М., 1958) и др. соч., исходила из признания всемогущества человеч. разума, характер деятельности к-рого определяется окружающей социальной средой. Подвергая критике существующий порядок, Г. пытался открыть обществ. строй, соответствующий истине, и тем самым осуществить справедливость, строй, единственно возможный, поскольку истина - одна.

Г. полагал, что люди могут в согласии организовать производств. деятельность с целью полного удовлетворения потребностей всех. Но этому препятствует право собственности, породившей неравенство и разделение общества на классы, из к-рых класс богатых и праздных присваивает себе плоды труда класса неимущих, - общ. строй, угнетающий человека, личность, ограничивающий его возможности. Г. требовал отмены права собственности и гос. власти, покровительствующей богатым и обеспечивающей их господство. Он пытался сочетать анархич. индивидуализм в организации производств. деятельности с коммунизмом в организации потребления: его идеал - свободное общество независимых работников, продукты труда к-рых распределяются между всеми по потребностям. При таком строе, где господствует разум, гос-во, по мнению Г., окажется ненужным; только в переходный период могут понадобиться судебные органы для разрешения споров и нар. организация обороны. Для достижения нового строя Г. признавал допустимым и путь насильств. революции, но он верил в то, что она окажется ненужной, т.к. разум должен восторжествовать: богатые, поняв, что источник блага личности - общее благо, станут инициаторами создания нового строя.

Мелкобурж. утопия Г. оказала значит. влияние на развитие различных направлений анархизма и утопич. социализма, в частности идей Оуэна. Энгельс отмечал, что осн. труд Г. содержит "многие прекрасные вещи, в которых Годвин граничит с коммунизмом", но что "он в своих выводах решительно а н т и с о ц и а л е н " (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, 1929, с. 18).

Соч.: The Enquirer, reflexions on education, manners and literature, L., 1823; On population..., an answer to Mr. Malthus's essay..., L., 1820; Калеб Вильямс, М.-Л., 1949.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Переписка, Соч., т. 21, М.-Л., 1929, с. 17-18; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1-3, М., 1955 (т. 1, с. 615-16, т. 2, с. 463, т. 3, с. 402, 412-13); Чернышевский Н. Г., Полн, собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. Указатель имен, с. 861); Белинский В. Г., [Рецензия на роман Г.] Калеб Вильямс, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1953; Ρaмyс П., Вильям Годвин как теоретик коммунистического анархизма, М., 1925; Волгин В. П., История социалистических идей, ч. 1, М.-Л., 1928; Paul С. К., William Godwin, his friends and contemporaries, v. 1-2, L., 1876; Gourg R., William Godwin, sa vie, ses oeuvres principales, P., 1908; Brown F. К., The life of William Godwin, L., 1926; Woodcock S., William Godwin, L., 1946; Monro D., Godwin's moral philosophy, L., 1953.

И. Зильберфарб. Москва.

В начало энциклопедии