Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
УОРД ЛЕСТЕР ФРЭНК

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

УОРД ЛЕСТЕР ФРЭНК

УО́РД Лестер Фрэнк (Ward), (18 июня 1841 - 18 апр. 1913) - амер. социолог, "отец" амер. буржуазной социологии, геолог, палеонтолог, один из основателей палеоботаники. С 80-х гг. 19 в. занялся социологией, проф. социологии в ун-те Брауна (1906-13); первый президент Амер. социологич. об-ва (1906-08).

Социологич. концепция У., сложившаяся под влиянием Конта и Спенсера, является составной частью его монистич. космич. философии, к-рая сформировалась под влиянием идей Шопенгауэра и Гегеля. В основе его философии лежит идеалистич. принцип, согласно к-рому Вселенная развивается в силу энергии и творч. синтеза, создающего гармонично связанные физические, биологические, психологические и социальные явления в эволюц. последовательности. У. - один из основоположников психологизма в социологии. По У., социальная эволюция, в противоположность мнению Спенсера, в отличие от биологической, носит активный характер, направляется психологич. силами и гл. обр. волей. Ей присуща целесообразность, устремление по линии наименьшего сопротивления. Гл. движущей силой историч. развития является интеллект, уникальное обладание к-рым позволяет человеку и человеч. коллективам заменить действие слепых эволюц. сил, господствующих в низшем животном мире, осознанным "теллическим" прогрессом. Первоначальной социальной силой является желание, выражающее природные импульсы, к-рые когда-то не были удовлетворены. Осн. желаний два - удовлетворение голода и стремление к воспроизводству. Желания определяют поведение человека, толкают его к общению, к переделке естеств. окружения. В основе прогрессивного развития общества лежат социогенетич. силы (те же психические), но уже в контексте взаимоотношений людей и человеческих коллективов, к-рые делятся на три группы - моральные, эстетические и интеллектуальные. Гл. роль играют интеллектуальные силы (в отличие от физич. сил они основываются не на желаниях и чувствованиях, а на интеллекте), подчиненные желанию знать. Интеллектуальные силы являются источником мыслей, идей, открытий и изобретений.

При анализе социальных институтов (в частности, классов) У. придерживался идей Гумпловича и Ратценхофера. Он считал, что классы, гос-во и системы права возникают из борьбы рас, к-рая последовательно создает более высокие социальные структуры путем социальной синергии. Благодаря вражде, ненависти и презрению расы-победители и расы-побежденные не могут ассимилироваться, что приводит к кастовому строю. В образовании и развитии каст - причина возникновения классов, являющихся модернизованными кастами. У. отстаивал положение о неизбежности войн и их пользе как средстве социального прогресса.

Общественно-политич. взгляды У. двойственны. С одной стороны, он выступал защитником равенства рас, классов и полов, высказывал симпатии пролетариату, резко выступал против религии, утверждая, что она представляет собой проявление "группового чувства сохранения перед новым и своеобразным" и ее функция сводится к препятствию науке и прогрессу. С другой стороны, он враждебно относился к марксизму и выдвинул идею социократии - "научного контроля социальных сил посредством коллективного разума общества", - представляющей собой попытку преобразовать капиталистич. общество в общество всеобщего благоденствия с помощью всеобщего и обязат. образования.

Соч.: Textbook of sociology, Ν. Y., 1905 (совм. с J. Dealey); Applied sociology, Boston, [1906]; Glimpses of the cosmos, v. 1-6, N. Y., 1912-18; Dynamic sociology, v. 1-2, N. Y., 1924; Pure sociology, 2 ed., Ν. Y., 1925; The Ward-Ross correspondence, [s.l.], 1946; в рус. пер. - Психич. факторы цивилизации, М., 1897; Очерки социологии, М., 1901.

И. Добронравов. Москва.

В начало энциклопедии