Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
УОРД ДЖЕЙМС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

УОРД ДЖЕЙМС

УО́РД Джеймс (Ward), (27 янв. 1843 - 4 марта 1925) - англ. философ-идеалист и психолог, проф. Кембриджского ун-та (1897-1925). В кн. "Натурализм и агностицизм" ("Naturalism and Agnosticism", v. 1-2, L., 1899) подверг критике естеств.-науч. материализм и позитивизм 19 в., рассматривая их как теории, основанные на механистич. концепции Вселенной, плоском эволюционизме и психофизическом параллелизме. У. противопоставляет им теизм, учение о качественных, несводимых к количественным, различиях между "царствами природы" и спиритуализм. Особые нападки вызывают со стороны У. понятие материи как центр. идеи материализма и атомизм. Борьба У. против естеств.-науч. материализма проанализирована в кн. В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (см. Соч., т. 14, с. 261-69), где У. характеризуется как "...прямой и открытый идеалист...", к-рый "...ловит слабые места "стихийного" естественно-исторического материализма, например, неуменье разъяснить соотношение относительной и абсолютной истины" (там же, с. 267). Собств. концепция У. изложена в его кн. "Царство целей: плюрализм и теизм" ("The realm of ends or Pluralism and Theism", N. Y.-Camb., 1911). У. требует заменить ориентацию философии на физику ориентацией ее на историю. Реальный мир У. понимает как совокупность взаимодействующих "духов"-монад (персонализм). Лишь по аналогии с историей, утверждает У., можно ввести в онтологию индивидуальность, цель и прогресс, к-рых не хватает нам в мире механизма. Подобно историку, к-рый не знает "ложного в своей основе" разделения на субъект и объект, философ, по У., должен рассматривать реальность как единство субъекта и его среды (см. "Mechanism and morals", в журн. "Hibbert Journal", 1906, v. 4). В психологии У. выступил против господствовавшего в англ. эмпирич. психологии 19 в. взгляда на психику как совокупность "впечатлений", т.е. психич. "атомов", объединяемых на основе ассоциаций. Вслед за Джемсом он вводит понятие активного, избирательно воспринимающего психологич. субъекта, к-рый обладает способностью осознавать представления, реагировать на них и чувствовать удовольствие и неудовольствие. Последние обусловливают распределение внимания субъекта относительно его "континуума опыта". Согласно У., главное в психологии - исследование образования сложной идеи из простых, восприятия из ощущений, мысли из восприятий (см. "Psychology applied to education", Camb., 1926, p. 22-23). Отвергая как монизм, так и психофизич. параллелизм, У. отличал понятие психологич. субъект от филос. понятия души, считая выяснение отношений между ними делом философии.

Соч.: Psychological principles, Camb., 1918; A study of Kant, Camb., 1922; A theistic monadism, в сб.: Contemporary British philosophy, L.-N. Y., [1925]; Essays in philosophy, Camb., 1927.

Лит.: Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии 19 и 20 вв., [М.], 1962, гл. 3, § 2; Xилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Cunningham G. W., The idealistic argument in recent British and American philosophy, N. Y.-L., [1933]; Murray A. H., The philosophy of J. Ward, Camb., 1937; British philosophy in the mid - century, L., [1957], p. 34-39.

А. Богомолов. Москва.

В начало энциклопедии