Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МАРКОВИЧ СВЕТОЗАР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МАРКОВИЧ СВЕТОЗАР

МА́РКОВИЧ Светозар (Марковuħ), [9 (21) сент. 1846 - 26 февр. (10 марта) 1875 ] - сербский революц. деятель, философ-материалист, публицист и лит. критик, пропагандист социалистич. идей. Род. в г. Ягодина (ныне г. Светозарево). Учился в Сербии и Швейцарии. Участвовал в работе Рус. секции 1-го Интернационала. На страницах созданной им газ. "Раденик" ("Работник", 1871-72) М. выступал в защиту Парижской Коммуны. Редактируемые М. газеты "Jавност" ("Гласность", 1873) и "Ослобеħење" ("Освобождение", 1875) объединили вокруг себя прогрессивные элементы серб. общества. За революц. деятельность М. подвергался тюремному заключению. Умер в Триесте.

На мировоззрение М. большое влияние оказали идеи рус. революц. демократов, в особенности Чернышевского. Отстаивая революц. методы разрешения социальных и политич. конфликтов, М. писал, что борьба "...является необходимым средством всюду, где только существует тирания, которую необходимо уничтожить" (Избр. соч., М., 1956, с. 690). По мнению М., Сербия сможет прийти к социализму, опираясь на патриарх. семью (задругу) и сельскую общину. Высоко оценивая открытие Марксом законов обществ. развития, М., однако, считал, что эти законы не приложимы ни к России, ни к Сербии.

Теоретич. основой революц. взглядов M. была материалистич. философия, изложенная им в соч. "Реальное направление в науке и жизни" ("Реални правац у науци и животу", 1871-72). Принципы веры и науки, поМ., непримиримы. Конечным результатом любой религии является неравенство между людьми, отсутствие свободы, конечным результатом науки - достижение условий для равноправия и свободы. Объективный мир познаваем. Показателем истинности знания является возможность предсказания явлений. Видя в трудах Дарвина, Сеченова и др. естествоиспытателей доказательство того, что человеч. мышление производно от движения материи, М., однако, не мог окончательно преодолеть ограниченности антропологич. материализма.

Труд "Социализм или общественный вопрос" (см. тамже, с. 681-749) свидетельствует о влиянии на М. идей марксизма. Двигателем историч. развития является, по М., народ. М. понимал примат экономич. отношений в жизни общества, роль классовой борьбы, однако он преувеличивал значение обществ. сознания в историч. процессе, переоценивал роль интеллигенции.

Работы М. "Поэзия и мышление", "Реализм в поэзии", "Народ и писатели" и др. положили начало критич. реализму в сербской лит-ре. М. выступал против безыдейной поэзии, критиковал метафизич. принципы бурж. эстетов, высоко ценил материалистич. эстетику Чернышевского. "Народная жизнь - вот содержание и реальность поэзии", - писал М. (там же, с. 166).

Соч.: Целокупна дела, св. 1-8, Београд, 1891-1912; в рус. пер. - Избр. соч., М., 1956 (вступит. ст. В. Г. Карасева, имеется библиография).

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 462-73; Викторов-Топоров В., С. М. (Страница из истории обществ. движений в Сербии), "Голос минувшего", 1913, No 3; Εрихонов Л. С., Рус. революц. демократы и обществ. мысль южных славян в 60-70-х гг. XIX в., [М. ], 1950; Павлов Т., Христо Ботев, Васил Левски, Светозар Маркович. Речи и статьи 1936-1945, С., 1946; Скерлиħ J., С. Марковиħ. Његов живот, рад и идеj, 2 изд., Београд, 1922; Недељковиħ Д., Лик С. Марковиħа, револуционара мислиоца и његова три извора и три саставна дела, "Гласник Српске Акад. Наука", Боеград, 1951, кн. 3, св. 2.

В начало энциклопедии