Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МАРИТЁН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МАРИТЁН

МАРИТЁН (Maritain), Жак (р. 18 ноября 1882) - наиболее влиятельный представитель совр. неотомизма. Образование получил в лицее Генриха IV и в Сорбонне, где первоначально примкнул к учению Бергсона. Сначала был протестантом, в 1906 принял католичество. С 1914 - проф. Католического ин-та в Париже, с 1933 - Ин-та средних веков в Торонто (Канада), в 1941-42 - Принстонского ун-та и в 1941-44 - Колумбийского. С 1945 по 1948 был франц. послом в Ватикане. С 1948 вновь живет в США, преподает в Принстонском ун-те.

Филос. кредо М. полностью совпадает с осн. идеями томизма. Свою гл. задачу М. видит в примирении теологии и философии, веры и разума на новом историч. этапе. М. пытается осуществить этот компромисс, беря за основу богословско-схоластич. учение Фомы Аквинского. М. считает, что "святой Фома Аквинский является апостолом нового времени..." Он - "пророк разума" (см. "De Bergsonà Thomas d'Aquin", P., 1947, p. 132). Все развитие антисхоластич. философии нового времени начиная с Декарта М. считает упадком и вырождением филос. мысли. Выступая против пренебрежения к разуму (в частности, против учения Бергсона), М. в то же время сам проповедует синтез логического и алогического, рационального и иррационального, стараясь примирить "...благодать и природу, веру и разум, теологию и философию..." (там же, р. 133). Но такая "гармония" осуществима только при отказе от приоритета разума и подчинения его вере. Свою философию М. называет "критическим реализмом" и противопоставляет ее рационализму Декарта. Но "реальность" у М. не совпадает с "материальностью", а неизмеримо шире, т.к. включает в себя и духовное, и, как производное от него, - материальное. Истинным бытием якобы обладает именно духовный мир; материальный, физич. мир есть реальность "второго порядка", - он не суверенен, а подчинен духовному миру и зависит от него. Такое удвоение мира позволяет М., формально не отказываясь от достижений науки, установить предел науч. познания. Наука имеет собств. объект - физич., реальный мир, но "над" этим естеств. миром существует другой - сверхъестеств. мир, недоступный рацион. познанию. Фактически концепция М. является одной из форм объективного идеализма.

Уделяя большое внимание социологич. и социально-политич. вопросам, М. основал в Нью-Йорке спец. серию по проблемам "политической философии" ("Цивилизация"), где публиковал работы, к-рые под видом критики совр. капитализма и бурж. демократии пропагандировали традиц. идеи т.н. "христианской демократии". Отрицая объективную естественно-историч. законо-мерность развития человеч. об-ва и утверждая, что основой общества являются стремления "бессмертной души", руководимой "евангельской инспирацией", М., таким образом, выступает против революц. пути преобразования общества.

Соч.: Antimoderne, Р., 1922; La philosophie bergsonienne, 2 éd., P., 1930; Le songe de Descartes, P., 1932; De la philosophie chrétienne, P., 1933; La philosophie de la nature, P., 1935; Science et sagesse, P., 1935; Humanisme intégral, P., 1936; Eléments de philosophie, P., 1939; Christianisme et démocratie, N. Y., 1943; Principes d' une politique humaniste, P., 1945; Trois réformateurs, P., 1947; Art - et scolastique, P., 1947; Religion et la culture, P., 1947; Raison et raisons, P., 1947; La signification de l' athéisme contemporain, P., [1949 ]; La dialectique de Hegel, "Nouvelle Rev. Française", 1957, année 5, No 49, 50; Réflexions sur l' Amérique, P., 1958; Pour une philosophie de l'éducation, P., 1959; La philosophie morale, P., 1960; La philosophie dans la cité, P., 1960.

Лит.: Ойзерман Т. И., Неотомизм - философия совр. реакционной буржуазии, М., 1959; Быховский Б. Э., Неотомизм - совр. философия католицизма, в сб.: Наука и религия, М., 1957; его же, Неотомистский обскурантизм, в сб.: Совр. религиозно-филос. течения в капиталистич. странах, М., 1962; Долгов К. М., Социальный смысл эстетич. концепции Ж. М., "Вопр. философии", 1963, No 11; Аrсhambault P., J. Maritain, в его кн.: Jeunes maîtres, P., 1926; Maritain volume of the "Thomist". Dedicated to J. Maritain on occasion of his sixtieth anniversary, N. Y., 1943; Padellaro M., Maritain. La filosofia contro le filosofie, Brescia, 1952; Сrоteаu J., Las fondaments thomistes du personalisme de Maritain, Ottawa, 1955; Rossi Ε., Il pensiero politico di J. Maritain, Mil., 1956; Simоnsen V. L., L'esthétique de J. Maritain, Copenhague, 1956; Вars H., Maritain en notre temps, P., 1959; Gallagher D. and I., The achievement of Jacques and Raissa Maritain, N. Y., 1962.

T. Сахарова. Москва.

В начало энциклопедии