Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ВИВЕКАНАНДА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВИВЕКАНАНДА

ВИВЕКАНАНДА (наст. имя - Нарендранатх Датт) (12 янв. 1863 - 4 июля 1902) - инд. мыслитель-гуманист и обществ. деятель, один из идеологов бурж.-демократич. и бурж.-нац. движения. В 1880-84 в Калькуттском ун-те изучал зап. философию, слушал курс медицины и физиологии. В 1880 В. познакомился с учением Рамакришны. С 1893 совершал поездки в США, Англию, Китай, Японию, где выступал с пропагандой идеалистич. учения веданты. В 1897 основал религ.-реформаторское общество "Миссия Рамакришны".

В. - представитель т.н. инд. возрождения, общественно-реформаторского направления 2-й пол. 19 в., выражавшего интересы бурж. развития и стремления к независимости Индии. В. был близок к демократич. крылу этого движения, пропагандировал идеи бурж. свобод, патриотизма, сочувствия угнетенным и т.д. В последние годы жизни под влиянием экспансии США стал критиком завоеват. тенденций капитализма. В этот период В. знакомится с произведениями социалистов - утопистов, революционеров и анархистов (был лично знаком с Кропоткиным). В. предсказывал грядущую победу простого народа и уничтожение эксплуатации: "Подобно тому, как "средний класс" несет с собой конец власти корон и жезлов, так, в свою очередь, низшие угнетенные классы покончат с социальной несправедливостью и имущественным неравенством и установят свое господство" ("The complete works", vol. 4, p. 401).

Осн. силой и "единственной надеждой Индии" В. считал нар. массы, а средство идеологич. борьбы за независимость видел в религии индуизма. Идеалистически рассматривая обществ. жизнь, В. причиной колониального положения страны считал потерю ею нац. индивидуальности. Выступая против религ., кастового и нац. неравенства, В. был сторонником реформ без изменения социальной структуры. "Реформирование", к-рое предлагал В., ограничивалось сферой духовной жизни и имело целью лишь перевоспитание личности и общества, "революцию" в сознании, "создание характера" у индивидуума и нации с помощью образования и знакомства масс с идеалами веданты.

Пропагандируя религию, В. в то же время понимал эксплуататорскую роль инд. духовенства и указывал на то, что обращение мн. бедняков в ислам имело целью "освобождение от помещиков и от духовенства" ("Letters", р. 148). Социальная функция реформированной религии, по В., заключается в оказании помощи беднейшим слоям населения. "Пока хоть одна собака в моей стране не имеет пищи, накормить её - вот моя религия" (см. F. Challaye, Les philosophes de l'Inde, P., 1956, p. 228). В. выступил с теорией "универсальной религии", с позиций к-рой он рассматривал бога как духовное единство и общность людей, совокупность мирового разума, проявляющегося в материи, мысли, силе. Иск-во, наука и религия - различные пути к достижению одной и той же истины, но необходимым условием этого достижения является знание аб с. монизма Шанкары. Психо-физиологическую систему йоги В. рекомендовал как конкретный метод постижения бога; посредством этого метода якобы может стать божественным и человек.

Разоблачая колониализм, В. не мог найти реальных путей борьбы с ним, оставаясь на почве идеализма и религ. реформаторства.

Соч.: The complete works, v. 1-8, Mayavati, 1947-51; Letters of..., Mayavati, [1948]; в рус. пер. - Практическая Веданта, [M., 1912]; Карма-иога, 2 изд., П., 1916; Бхакти-иога, СПБ, 1914; Философия иога, пер. с англ., Сосница, 1911.

Лит.: Ρоллан Р., Жизнь Вивекананды, Собр. соч., т. 19, Л. 1936; The life of the Swami Vivekananda, by his Eastern and Western disciples, v. 1-3, [L.], 1913-16; Abhedananda S., Vivekânanda and his work, 3 ed., Calcutta, 1950; Datta В., Swami Vivekananda: patriot - prophet. A study, Calcutta, 1954.

С. Кедрова. Москва.

В начало энциклопедии