Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ВИВЕС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВИВЕС

ВИВЕС (Vives), Хуан Луис (6 марта 1492 - 6 мая 1540) - исп. философ, просветитель и гуманист. Учился в своем родном городе - Валенсии, продолжил образование в Париже и Лувене. С 1520 - проф. лит-ры ун-та в Лувене, получил степень доктора прав в Оксфорде, где преподавал право и др. гуманитарные науки. Им написано около 60 работ на лат. яз. В. поддерживал тесные связи с Эразмом Роттердамским и Т. Мором.

В. был типичным философом Возрождения. Его филос. идеи, в к-рых переплетались материалистич. и религ. тенденции, были направлены против религ. схоластики. В вопросе о взаимоотношении науки и религии В., преодолевая теорию "двойственной истины", определял философию как "знание о божественных и человеческих делах" (Obras completas, Madrid, 1947-48, t. 1, p. 567) и считал теологию лишь частью философии.

Наибольшее значение имели гносеологич. работы В., в к-рых он во многом предварял и подготавливал опытный метод Ф. Бэкона. В соч. "О душе и жизни" ("De anima et vita", 1538), "О науках" ("De disciplinis", 1531), "О cпорах" ("De disputatione", 1531), "Против псевдодиалектиков" ("Adversus pseudodialecticos", [1519]) и др. В. исходил из необходимости заменить преклонение перед авторитетами логич. доказательством, веру - знанием. В. критиковал основы теории познания Платона и теорию врожденных идей. Он отвергал релятивизм Протагора и высказывания софистов, к-рые, по его мнению, "не стремятся к истине" (Obras completas, t. 2, p. 838). О ср.-век. схоластах В. писал, что их силлогизмы подобны "настоящим головоломкам" (там же, р. 295), и отвергал псевдонауки - магию, астрологию и др. (там же, р. 352). Ощущения он называл "дверьми к познанию" (там же, р. 1064-65) и "первыми учителями человека" (там же, р. 1207), полагая, что они дают знание о явлении; сущность же познается с помощью разума. Утверждение связи чувств, и разумного познания подводило В. к идее рефлекса (там же, р. 1167). Мышление он рассматривал как атрибут бессмертной души человека, действиям к-рой пытался дать физиологическое истолкование. Познание, по В., должно опираться на опыт. Он писал, что "трудовой опыт постепенно осветил разные искусства" и что духовная деятельность человека "питается трудом" (там же, р. 344). Однако в целом опыт, по В., - это процесс пассивного созерцания природы. В. считал математич. метод "наиболее верным" (там же, t. 1, р. 567) и отличал "поспешную" и "примитивную" индукцию от подлинно научной, к-рую он называл "аргументацией согласно природе" (там же, t. 2, р. 834).

Учение В. о л о г и к е изложено в его работе "Средства вероятного" ("De instrumento probabilitatis"). В. стремился превратить логику из орудия риторич. споров в орудие приращения человеч. знаний. По В., категории и формы мысли должны отражать объективную действительность. В. требовал, чтобы в мышлении не было противоречий. От "естественных" суждений В. отличал "искусственные", или "произвольные", не соответствующие истине.

Учение В. о первоначалах мира связано еще со ср.-век. филос. традицией. Оно изложено в его работе "Первая философия, или Внутренняя деятельность природы" ("De prima philosophia...", 1531). В. писал, что "Материя покоится в глубине всех вещей" (Obras completas, t. 2, p. 1177). Материя, по В., является инертной, пассивной массой, обладающей протяженностью. Теоретически она делима до бесконечности, хотя на практике пределом служит ограниченность органов чувств и орудий человека. Форму вещей В. определял как сущностную силу, действующую на материю и определяющую качества вещей и в то же время имманентную ей. Бог является, по В., "первопричиной, основой, источником, началом, главой всех вещей" (там же, р. 1104); он создал материю и наделил ее силой форм. Бог осуществляет свое постоянное руководство миром с помощью духовных сил, принимающих форму ангелов и душ. В. не занимался вопросами теологии и считал, что бог "окружен темнотой и мраком" (там же, р. 1057), преодоление к-рых познанию недоступно.

В. определял н е о б х о д и м о с т ь как то, что "не может существовать иначе, чем оно существует" (там же, р. 1095), возможность - как внутренне присущее вещам напряжение, "динамизм и потенция" (там же, р. 988). По В., в природе все причинно обусловлено, причины и следствия взаимно связаны между собой. В. допускал существование причины "цели", заложенной в вещах богом. В то же время он стремился объяснить движение "естественными" причинами и считал действия духов "трудно объяснимыми" (там же, р. 1116). Отрицая существование внутр. противоречий, В., в конце концов, ссылался на бога как на источник движения.

В. заложил основы новой, гуманистич. п е д а г о г и к и, считая ее наукой о всестороннем воспитании человеч. личности, основанном на проявлении и развитии природных дарований людей. В. утверждал, что преподавание должно следовать от простого к сложному, быть наглядным и ясным.

Учение В. о м о р а л и изложено в работах "Об умиротворении" ("De pacificatione", 1529), "О согласии и раздорах человеческого рода" ("De Concordia et Discordia in humano genere", 1529) и др. Просвещение людей является, по В., условием их нравств. поведения. Стремление человека к добру и миру - "естественное" влечение, соответствующее его природе. В. считал интересы общества - высшими; им должны подчиняться частные интересы. Он допускал возможность того, что именно люди, к-рые "ничем не обладают", могут с наибольшим успехом способствовать умиротворению общества (Obras completas, t. 2, p. 261). Этика В., клеймившая человеч. пороки и утверждавшая жизнь, творч. познание мира и стремление к человеч. счастью, нередко освящена именем бога. Счастье, по В., возможно лишь в обществе, построенном на принципах справедливости. В. полагал, что во главе общества должен стоять просвещ. монарх, обязанный служить интересам "человеческой массы" (там же, р. 214). Он допускал неповиновение народа королю, если король отказывается от исполнения своих обязанностей, и высказывался против режима террора и насилия (там же, р. 78). В работе "Об общности благ" ("De communione rerum", 1535) В. оправдывал экономич. неравенство между людьми различием в их дарованиях и потребностях. Одновременно В. требовал, чтобы "каждый получал то, в чем он нуждается" (Obras completas, t. 1, p. 1422).

Непосредств. развитие философия В. получила в творчестве исп. философа-материалиста X. Уарте.

Соч.: Путеводитель к премудрости, пер. с лат., СПБ, 1768.

Лит.: Александров Г., Из истории испанской философии, "Под знаменем марксизма", 1939, No 2; История философии, т. 1, М., 1957, с. 308-10; Всемирная история, т. 4, М., 1958, с. 268; Ланге Φ. Α., История материализма и критика его значения в настоящем, пер. с нем., т. 1, Киев-Харьков, [1899-1900]; Вonilla y san Martin Α., Luis Vives y la filosofia del renacimiento..., 2 ed., v. 1-3, Madrid, 1929; Marañón G., Luis Vives, Madrid, 1942; Ortega y Gasset J., Obras completas, 2 ed., t. 5, Madrid, 1947; Xirau J., El pensamiento vivo de Juan Luis Vives, Buenos Aires, 1944; Urmeneta F. de, La doctrine psicológica y pedagógica de Luis Vives, Barcelona, 1949; Menéndez Pelayo M., La filosofia española, Madrid, 1955.

Д. Претель. Москва.

В начало энциклопедии