Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
САУТРАНТИКА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

САУТРАНТИКА

САУТРАНТИКА - одна из восемнадцати религ. филос. школ хинаянистского буддизма (см. Хинаяна). Ее возникновение нек-рые ученые приурочивают к 200 до н.э., другие - к 200 н.э. Скептически относясь к схоластич. распрям множества школ, на к-рые разделились последователи Будды, саутрантики отрицали аутентичность филос. трактатов Абхидхадрмы - третьей "корзины" буддийского канона Трипитаки, считая бесспорно авторитетной только Сутрапитаку (отсюда и название школы). Оригинальные произв. саутрантиков не сохранились. Гл. источником для изучения этой школы, как и мн. др. буддийских школ, является своего рода буддийская энциклопедия, написанная философом Васубандху (4 в. н.э.) под назв. "Абхидхармакоша".

Одним из осн. теоретич. затруднений буддийских схоластов было противоречие между отрицанием существования вечной души и признанием существования воздаяния (кармы) и спасения (нирваны). В качестве решения этого противоречия саутрантики предлагают неуязвимое "семя добра", к-рое существует с незапамятных времен, никогда не изменяет свою сущность, пребывает в нас всю нашу жизнь и ведет нас к нирване; наряду с "семенем добра" саутрантики вынуждены ввести также противоположное начало - "семя зла", под к-рым они имеют в виду "врожденную способность порождать (новую) страсть как следствие прошлой страсти". С помощью понятий "семени добра" и "семени зла", к-рые представляют собой внутр., "нерушимые" элементы (дхармы), саутрантики пытаются объяснить, как существуют воздаяние и спасение. Причем они считают, что эти дхармы не могут быть уничтожены, они сохраняются как "семя", к-рое прорастает при благоприятных условиях. Эти теоретич. построения впоследствии находят завершение в понятии "сокровищницы сознания" (alaya-vijnana) Асанги - основателя школы йогачар.

В отличие, напр., от сарвастивадинов (представители сарвастивады, см. Вайбхашика), утверждавших, что материальные и духовные дхармы реально существуют, а "семя", к-рое ни тождественно мысли, ни отлично от нее, существовать не может, саутрантики считали, что, помимо "внутренних" дхарм, реально существуют лишь мгновенные дхармы, а все то, что обладает длительностью, существует лишь номинально. Общие понятия - лишь полезные выдумки, умственные построения (prajnapti), пригодные для описания явлений, к абс. реальности они не применимы. Понятия относятся к сфере рассуждения, абсолютная же реальность постигается не путем рассуждений, а путем медитации. Саутрантики отрицали реальное существование нирваны, к-рая, являясь, по их мнению, простым отсутствием действий, не может быть познана ни путем прямого восприятия, ни путем логич. вывода. Сопоставляя С. с сарвастивадой и нек-рыми др. школами буддизма, можно сделать вывод, что т. зр. саутрантиков сходна со ср.-век. номинализмом. Из всех хинаянистских школ С. оказала наибольшее влияние на махаянистское направление в буддизме (см. Махаяна).

Лит.: Vasubandhu, L'Abhidharmakośa, [t. 1-6], P.-Louvain, 1923-31; Frauwallner E., Die Philosophie des Buddismus, В., 1956; Gonze Ed., Buddhist thought in India, L., 1962.

И. Кутасова. Москва.

В начало энциклопедии