Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
САМНЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

САМНЕР

СА́МНЕР (Sumner), Уильям Грэм (30 окт. 1840 - 12 апр. 1910) - амер. социолог, один из зачинателей амер. бурж. социологии. С 1872 - проф. Иельского ун-та.

Последователь Спенсера, испытавший также влияние Гумпловича, Ратценхофера и Липперта, С. в осн. труде "Народные обычаи" ("Folkways", Boston, 1907) пытался объяснить происхождение и обществ. функции обычаев и нравов, рассматривая их как первичный фактор, определяющий структуру и развитие общества. Осн. цель жизни, по С., - поддержание самой жизни. В процессе борьбы за существование люди путем проб и ошибок вырабатывают формы поведения, к-рые наилучшим способом служат достижению этой цели. Привычное для индивидуума становится, благодаря подражанию, обычаем всех членов группы, поставленных в сходные условия. Под "народными обычаями" ("folkways" - словообразование С., вошедшее в англ. язык) С. понимает "всякий способ мышления, чувствования, поведения и достижения цели, общий для членов социальной группы". Обычаи, получившие санкцию религии или морали, становятся нравами. Обычаи и нравы, дополненные к.-л. аппаратом для их поддержания, образуют общественные институты.

С. вводит понятия внутр. группы или "мы-группы" и внешней группы. Чувство превосходства своих обычаев над чужими С. назвал этноцентризмом. Возникновение и изменение обычаев - бессознат. стихийный процесс. Обществ. процессы, по мнению С., не могут контролироваться людьми и поэтому идея о сознат. улучшении мира абсурдна. В конкретном анализе обычаев и нравов С. ограничивался психологич. и социал-дарвинистской интерпретацией. Движущей силой формирования обычаев и нравов является конкуренция. Частная собственность соответствует естеств. условиям борьбы за существование. Общество - совокупность конкурирующих групп, социальная природа к-рых не раскрывается С. Классовые противоречия, по С., неустранимы.

Типичный представитель амер. бурж. консерватизма конца 19 в., С. в публицистич. работах ("Вызов фактам" - "The challenge of facts", New Haven, 1914; "Забытый человек" - "The forgotten man", New Haven, 1918, и др.), получивших в США широкую известность, выступал в духе т.н. грубого индивидуализма, против всякого вмешательства гос-ва в обществ. жизнь, попыток социальных реформ. С. обрушивался на социалистич. идеи (социализм - "вызов фактам"), причисляя к ним эгалитарные учения. В то же время он отразил нек-рые черты мелкобурж. идеологии того времени, защищая "забытого человека" - мелкого собственника, исчезающего под напором капиталистич. поляризации, высказывался против милитаризма и империалистич. войн.

Значение С. в истории бурж. социологии определяется тем, что он на основе обширного историко-этнографич. материала положил начало социологич. изучению норм социального поведения, внутригрупповых и межгрупповых отношений; в становлении структурно-функционального анализа имела значение его теория развития культуры путем массового процесса проб и ошибок.

Соч.: The science of society, v. 1-4, New Haven, 1927 (совм. с A. G. Keller, использовавшим неизданные работы С.); Essays of W. Gr. Summer, v. 1-2, New Haven-L., 1934.

Лит.: Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964.

А. Завадье. Москва.

В начало энциклопедии