Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
СМИТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СМИТ

СМИТ (Smith), Адам (5 июня 1723 - 17 июля 1790) - англ. философ и экономист. Род. в семье мелкого чиновника, учился в ун-тах Глазго и Оксфорда. В 1751-63 преподавал в ун-те Глазго нравств. философию, куда входили: естественная теология, этика, право и политика, в т.ч. и политич. экономия. В 1764-66 С. был во Франции, где познакомился с физиократами Кенэ и Тюрго, с философами Д'Аламбером, Гельвецием и др. С. опубликовал "Теорию нравственных чувств..." (L., 1759, 6 ed., v. 1-2, L., 1790, рус. пер. - СПБ, 1895), в 1776 - осн. экономич. труд "Исследование о природе и причинах богатства народов" ("An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations", 6 ed., v. 1-2, L., 1950, рус. пер. под назв.: "Исследование свойства и причин богатства народов", т. 1-4, СПБ, 1802-06; нов. изд. с правильным названием, М.,1962), занимающий выдающееся место в истории классич. политич. экономии. Разрабатывая в этом соч. трудовую теорию стоимости, С. стремился раскрыть внутр. структуру бурж. экономич. системы. Маркс, отмечая противоречия в методе исследования С. ("...сперва Смит берет вещи в их в н у т р е н н е й связи, а затем - в той превратной форме, в которой они проявляются в конкуренции. Оба эти способа рассмотрения у него наивным образом перекрещиваются, причем он не замечает противоречия между ними" - "Теории прибавочной стоимости", ч. 2, 1957, с. 100), указывает на значение этих противоречий для дальнейшего развития политич. экономии (см. тамже, ч. 1, 1955, с. 120).

Э т и к а С. представляет собой развитие и завершение того направления в англ. бурж. этике, к-рое рассматривало нравственное чувство как основу морали (см. Нравственной санкции теории) и к-рое представляли Шефтсбери, Хетчесон (его лекции С. слушал в бытность свою студентом в Глазго) и, частично, друг С. - Юм. С. выводил нравственность из свойственного природе человека чувства симпатии - способности "... разделять какие бы то ни было чувствования прочих людей" ("Теория нравственных чувств", СПБ, 1895, с. 18). К нравственной сфере С. относил те душевные состояния и поступки, которые вызывают в нас чувства одобрения или осуждения, благодарности или мести, желание награды или наказания. Симпатия лежит в основе суждений о поступках и чувствах не только других людей, но и наших собственных. Мы одобряем или порицаем собственное поведение, смотря по тому, сочувствуем мы или нет побуждениям и чувствам, руководящим нами, если мы вообразим себя в положении постороннего наблюдателя. Суд этого "...воображаемого беспристрастного и просвещенного постороннего свидетеля" (там же, с. 171) и есть суд совести, которой С. отводит весьма важную роль в нравственной жизни. Признавая, что мораль нужна обществу, поскольку она связует его членов, С. в то же время выводит мораль из естеств. свойств отд. человека, из его неизменной "природы". В основе "общих правил" морали, согласно С., лежат наши "естественные чувства": разум обобщает то, что подсказывается чувством симпатии, данным всем людям от природы.

Констатируемое в бурж. истории этики противоречие между этикой С. и его экономич. теорией (в первой С. якобы рассматривает альтруистич. сторону человеч. природы, во второй - ее своекорыстную сторону) в действительности выступает как противоречие внутри самой этич. теории С. (между эгоизмом как "природным" свойством человека, "естественным" мотивом его поведения и альтруизмом как требованием совести пренебречь личными интересами ради общих). Т. обр., и здесь скрывается то противоречие между анализом внутр. сущности явлений и некритич. фиксированием их эмпирич. видимости, к-рое было отмечено Марксом применительно к экономич. теории С.

Соч.: Essays on philosophical subjects, new ed., L., 1872.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, М., 1951, с. 361-389; Теории прибавочной стоимости, ч. 1, М., 1955, гл. 3, 4; ч. 2, М., 1957, гл. 13, 14; Ленин В. И., К характеристике экономического романтизма, Соч., 4 изд., т. 2; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 19; Яковенко В. И., А. Смит, его жизнь и научная деятельность, СПБ, 1894; Иодль Ф., История этики в новой философии, т. 1, М., 1896; Штейн В. М., А. Смит. Личность и учение, П., 1923; Оnсkеn Α., A. Smith und Immanuel Kant, Lpz., 1877; Farrer J. Α., Α. Smith, L., 1881; Ral J., Life of Α. Smith, L.-N. Y., 1895; Stephen Leslie, History oi English thought in the 18 century, v. 1-2, L., 1927; Sorley W. R., A history of English philosophy, Camb., 1937; Scott W. R., Studies relating to A. Smith during the last fifty years, L., 1940.

А. Макаровский. Москва.

В начало энциклопедии